Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 124 Рублёва этим Храмом, примиряющим иконописца со всеми и вся (даже тогда, когда, как ему кажется, он не должен пугать зрителя, умножать зло, представляя Страшный суд (см., новеллу «Страшный суд. 1408 г.») становится собственное творчество, благодаря которому Рублёв сквозь века напоминает тем, кто смотрит на его работы, что «люди они, что русские, одна кровь, одна земля <…> Сам ведь знаешь <…> с чьим-то взглядом в толпе встретишься, с человеческим, и словно причастился, и всё легче сразу» (Из монолога Андрея Рублёва). Венцом этого поиска и становится и «Троица», символизирующая мысль о соборной молитве, утверждающая победу добра, совести, правды единением, и другие работы Рублёва, проступающие сквозь черноту сгоревших поленьев (сквозь толщу времён) и в этой общей – всех примиряющей памяти – обретающие плоть и свет. Образы примирения и мира в отечественной литературе и искусстве нередко сопряжены с образами женщин, в первую очередь, матерей, которые, в сущности, вбирают архетипические черты Матери-земли (языческие основания культуры) и Богородицы (православно-христианские основания культуры). Обращение к образам женщин, матерей в отечественном киноискусстве рубежа XX-XXI вв., вобравшего цивилизационную катастрофу и непростой период поиска традиционных ценностей, позволяет актуализировать, утвердить их высшую, миротворческую миссию. Так, тема примирения становится ведущей в фильме «Родня» (авт. сценария – В. Мережко, реж. – Н. Михалков, 1981), который, казалось бы, изначально был посвящён теме освоения городов выходцами из села. Мария Васильевна Коновалова (Н. Мордюкова), приехавшая в город из села навестить семью дочери, становится свидетельницей её распада, против которого пытается отчаянно бороться по- своему, по-деревенски, на правах старшего представителя семьи (рода), проявляя даже «добро с кулаками» (в прямом смысле). Столкнувшись с миром ложных ценностей, носительницей которых в городской среде стала дочь Нина, подкупая своей непосредственностью, сердечностью, Мария Васильевна не только пытается отогреть огрубевшее на стороне сердце отошедшей от традиционных ценностей дочери, повлиять на маленькую – предоставленную самой себе между находящимися в ситуации развода родителями – внучку, но и, простив своего бывшего – непутёвого, пьющего – мужа Вовчика, укоряет (как говорят в народе, «совестит») его сына, Кирилла, в неуважительном, непочтительном и пр. отношении к отцу. Но эта, казалось бы, отповедь чужой женщины (снова «добро в кулаками»), грозящая перерасти в большую ссору, становится истоком по-настоящему родственных (пусть и не по крови) отношений между Марией Коноваловой и второй семьёй её мужа, в первую очередь, сыном Кириллом, уходящим в армию, смиренно признающим слова главной героини ленты. А своего рода благословением Кирилла на воинский подвиг становится встреча Коноваловых, шумно, радостно – в возбуждённой толпе новобранцев – провожающих Кирилла, и Марии на вокзале. Горечь – несмотря на всеобщее веселье – этой встречи, заставившей Марию окончательно убедиться в необязательности, несостоятельности Вовчика, который никогда не вернётся в деревню Батурино,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=