Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 130 Таким образом, первый предстает как крупномасштабная модель для понимания того, из чего состоит справедливость. Поэтому она анализируется Платоном не сама по себе, а как просветительская парадигма или даже как методология для разрешения трудностей. Платонический ответ на вопрос о модальностях, которые должны регулировать организацию города, чтобы в нем воцарилась справедливость, хорошо известен: каждый класс (господствующий класс, класс стражей и класс ремесленников-торговцев) должен выполнять ту функцию, которая соответствует его природе. Поэтому в городе создается общее единство вместо множественности, основанное на солидарности, иерархии и интеграции различных функций. Первый класс, члены которого избираются за их философские склонности и мудрость, должен обдумывать и командовать двумя другими классами, которые будут ему вспомогательными. В защите города и территории им будет помогать класс стражей, главной добродетелью которых является отвага. Класс ремесленников и торговцев, руководствуясь своими чувственными потребностями, должен будет удовлетворять основные потребности двух других в питании и сохранении. «Справедливость состоит в том, чтобы владеть только теми благами, которые принадлежат нам по праву, и выполнять только свои собственные функции» [14, с. 186]. Возможно ли повторить этот анализ в масштабе индивидуальной души? Да, поскольку трем классам города соответствуют три части души, которые, как и предыдущая организация, будут точно упорядочены, если каждая из них ограничится выполнением своей ролии, не будет претендовать на ниспровержение природной иерархии. Душа – это город индивидуального измерения, где мужество и чувства должны управляться разумом. Такое понимание справедливости, в частности его значения для отношений между индивидуумом и обществом, типа общества (иерархического и неравного) и политической организации, ставит перед философией определенное число вопросов. Вместе с тем, было бы ошибкой полагать, что только метафизическая плоскость интересовала Платона в городе. Если текст Платона оказывается крайне неполным в отношении градостроительства, описанного в «Государстве», то уже в своем произведение «Законы», Платон все более рассуждает о пространственной организации, которая, однако, не является, основным объектом анализа. Платон гораздо больше фокусируется на институтах и законодательстве, но факт остается фактом: греческий философ показывает аналитическую связь, существующую между обществами и пространствами [15]. В «Законах» Платона подчеркивается, что нельзя размышлять о требованиях, которым общество должно удовлетворять, чтобы считаться справедливым, без учета условий жизни людей. Вместе с тем, если в «Государстве» в большинстве своих рассуждений относительно города Платон подходит идеалистически, потому как, для него первична справедливость как идея, как нелокализованная форма, то там же в «Государстве» Платон приходит к пониманию того, что он не может анализировать справедливый город без рассмотрения, пусть даже неполного и фрагментарного, его социальной организации, которая неизбежно включает в себя пространственное измерение: то, как люди живут и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=