Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 21 имеет принципиальное значение для исследования архитектоники современного общества. Целью статьи является философский анализпроекта логической социологии А. А. Зиновьева в аксиологическом контексте формирования его идей, соотнесение данного учения с методологией восхождения от абстрактного к конкретному, а также оценка возможностей логической социологии применительно к исследованию современного общества. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач: 1. выявить методологические и аксиологические основания философской деятельности А. А. Зиновьева; 2. выделить характерные особенности логической социологии А. А. Зиновьева. 3. проанализировать основные положения логической социологии в контексте критики идеологии; 4. исследовать основные идеи логической социологии в контексте аксиологических проблем социального развития; 5. выявить перспективы применения логической социологии для исследования современного общества. А. А. Зиновьев – глубоко русский мыслитель, для которого ядром мировоззрения является этика, понятая как философия жизни и поступка. Он был далек от религиозного пафоса, привычного для русской философии, его также вряд ли можно представить и в качестве воплощающего дух серьезности схоларха, воззрения которого пересказываются и комментируются учениками. Скорее он был логиком и этическим мыслителем в духе Л. Витгенштейна. И так же как и последний, выражал свою этику через логику: через логику научного метода, социальную логику и логику абсурда «Зияющих высот» [2]. А. А. Зиновьев стремился преодолеть идеологию как власть пустых абстракций над умами человечества как с помощью художественных текстов, выжигающих своей иронией возможное пространство появления высокопарных резонеров – «учителей человечества», так и с помощью строгой науки, обеспечивающей ясность понимания реальности, которая изнутри, как и в случае Л. Витгенштейна [5, с. 42], задает границу этики, питающую мировоззрение того, кто отваживается на сопротивление. Он во многом напоминал эллинистического мыслителя с разделением философии на этику, логику и физику. У него была и физика, но опять же в эллинистическом смысле как учение о свободе в условиях необходимости. Эта странная физика приняла форму логической социологии, имевшей значение социальной философии, созданной то ли киником, то ли стоиком, то ли скептиком. Результатом этих усилий стала критика коммунизма и либерализма, а также глобализма и компьютерной рациональности (искусственного интеллекта), впоследствии породившая пессимистическую антиутопию, грозное предупреждение человечеству, своего рода учение о безнадежности, для многих читателей воплощающее мифологию диссидентства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=