Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 24 традиционная проблема русской литературы – проблема «лишнего человека». Тем самым книга ставится в литературный ряд, хотя ее значение явно выходит за пределы «только» литературы. Фактически, роман диагностирует новое состояние реальности – абсурдный мир, по которому бесцельно бродит лишний человек. А. А. Зиновьев обнаружил специфическую герметизацию обоих соперничающих идеологических проектов XX века и коммунистического, а впоследствии и либерального. Идеология из средства мобилизации массы превратилась в средство ценностного форматирования личности, которая обязана реализовывать соответствующую программу, даже если ее логика неясна, определенность невнятна, а материализация оборачивается безумным цирком воплощения тоталитарных моделей жизни. Можно уклониться от этой участи, став либо безобидным фриком, либо трикстером, либо никем. Прежде философы взыскали Космос или Царствие небесное, теперь критики утопий коммунизма и либерализма становятся творцами антиутопий. В качестве средства против идеологии мыслитель разработал собственную теорию общества – «логическую социологию» [3]. Она задумывалась как строгая научная теория, призванная заменить господствовавшие доктрины марксизма, либерализма и консерватизма и основывалась на принципе точного определения значения любого термина, которое устранило бы его идеологическую двусмысленность. «Законы социальности» играют главную роль в концепции Зиновьева. Их опора – экзистенциальный эгоизм, который заставляют индивида охранять или повышать свое социальное положение, получая максимум выгод при минимальных затратах. Способность познавать мир лишь усиливают указанную зависимость: экзистенциальные законы трансформируются в законы рационального расчета. Частичная антисоциальность человека служит предпосылкой генерации власти и иерархии, господства и подчинения. Власть порождает социальную самоорганизацию, которую затем и присваивает. Научно-технический прогресс усиливает деградацию личности, компьютер окончательно и бесповоротно разрушает основания мышления и подавляет человека избытком информации. Цивилизация превращается в один большой компьютер, обрабатывающий одни и те же данные, стимулируя виртуализацию человеческой жизни. Итак, аксиомы экзистенциального и рационального эгоизма становятся основой логической социологии, которая трансформируется в антиутопию. Но что здесь нового? Действительно ли человек настолько эгоистичен, или это просто старая либеральная абстракция культурной модели поведения человека, альтернативная христианскому альтруизму, но при этом трактуемая как аксиома? Все это очень похоже на стиль мышления Гроция, Гоббса и Спинозы в отношении попытки построения аксиоматизированной теории человеческого поведения (в форме концепции естественного права или этики). Но Гроций все же говорил о свободном обществе, а Зиновьев подводит нас к антиутопии. Сегодня подобные антиутопии привычны и массово тиражируются, но в идеологические времена они были нежелательны, поскольку профанировали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=