Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 50 его социальному положению» справедлив, поскольку выражает справедливый принцип «каждому – по труду» [1, с. 83]. Он также констатирует, что в период позднего советского общества, т.н. брежневского «развитого социализма» этот ценностный приоритет оказался в значительной степени нарушен. В оплате честного добросовестного труда возобладала всеобщая уравниловка; её следствия – подавление творческой инициативы, всеобщее скрытое саботирование служебными обязанностями, лень, пьянство в быту и на рабочем месте и т.п. В то же время материальные преференции добывались «по знакомству», «по блату», по принципу «ты мне – я тебе», через приобщение к «государственной номенклатуре» любыми, в том числе нечестными способами. В условиях «холодной войны» этим воспользовались западные спецслужбы, пропагандировавшие свою социальную систему как более справедливую и экономически более эффективную. Их идеи нашли отклик у молодого поколения, а также и в других слоях нашего общества: «Западные службы прямо ставили своей задачей создание в Советском Союзе «пятой колонны» [2, с. 393]. Всё вместе привело к краху социалистической системы как « несправедливой », о чём никто особенно не сожалел, не предвидя дальнейших ещё худших последствий. Третья дефиниция справедливости отражает равенство исходных позиций, когда личностный успех в рамках социальной системы зависит от творческих способностей, готовности к честному добросовестному труду, интереса к той или иной сфере деятельности, а не каких-либо изначальных преимуществ (к примеру, для представителей господствующих общественных классов, «титульной нации», «высшей расы» и т.п.). Именно эти цели преследовали большевики, когда в ходе социалистической революции отменяли сложившиеся веками необоснованные сословные привилегии, «черту оседлости», отделяли церковь от государства и т.д. По этому поводу А. А. Зиновьев высказывается со всей прямотой: «Что такое общество социальной справедливости? – Нас, студентов, учили тому, что наше социалистическое (коммунистическое) общество и было таким» [3, с. 385]. К сожалению, в реальных исторических условиях эти принципы очень скоро оказались искажены; появились новые преференции, нарушающие исходные «правила игры», взамен ушедших в прошлое («рабоче-крестьянское происхождение», «партийность», принадлежность к государственной «элите» и др.). Их наличие впоследствии тоже во многом предопределило в России крах коммунистической идеологии, как нарушающей основополагающие критерии справедливости . О становлении и развитии «идей коммунизма » следует сказать особо. Их появление и широкое распространение обусловлено, предположительно, объективными факторами современного научно-технического переворота . В этом отражается известный марксистский тезис о соотношении экономического базиса и идеологической надстройки общественно-экономической формации, о том, что «общественное сознание определяется общественным бытием», в котором, кстати, А. А. Зиновьев обнаружил множество формально-логических противоречий. Тем не менее, невозможно отрицать, что развитие науки и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=