Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 77 учение не для других, а для себя. А то, что делает человек для себя, бессмысленно расценивать в категориях добра и зла» [1]. Индивидуальные принципы морального поведения вырабатываются путем тяжелого душевного труда, жизненных лишений и потерь, благодаря осознанию социальной реальности. В этом смысле единственным моральным критерием может выступать индивидуальная добродетель. Парадоксальность заключается в том, что добродетель воспитывается в условиях бессмысленности категорий зла и добра. Стать Богом для самого себя – это воспитать в себе определенный набор добродетелей, которые будут служить моральными критериями собственной жизни. Рассмотрим, насколько классические признаки добродетели совпадают с элементами этики А. Зиновьева. Существуют следующие характерные признаки добродетели: «1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством» [7, с. 116]. По Зиновьеву, эта цель заключается в совершенствовании собственной души, в сохранении в себе того человеческого, что рискует быть уничтоженным общественным устройством, законами социума; «2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями) и практикуется ради самой себя» [7, с. 116]. Эти удовольствия, согласно философии А. Зиновьева, заключаются в суверенитете личности, умению извлекать радость не из наслаждений, а получать ее просто от самого факта жизни, отсутствии страха невзгод и смерти и т.д.; «3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека» [7, с. 116]: в этом смысле качества души вырабатываются благодаря сознательному, этически оправданному уклонению от борьбы за преимущества и блага, которые может предложить общество. «4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения» [7, с. 116]: согласно философии А. Зиновьева, уклонение не означает активного противостояния; это пассивное сопротивление, которое предполагает конкретные правила поведения, обусловленное идей суверенности личности [3]; «5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений» [7, с. 116]: этот признак добродетели раскрывается в этике Зиновьева как осознанная моральная позиция, благодаря которой личность осознает свою абсолютную моральную ответственность; «6) деятельно противостоит пороку» [7, с. 116]. «Этика экзистенциального эгоизма» [3] заключается в напряженной внутренней работе, которая, несмотря на видимую пассивность, деятельно преображает склад

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=