Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 79 притворством и хвастовством, которая определяет адекватное отношение к окружающим, заставляет признать их пороки и достоинства. Добродетель скромности выражается в побуждении быть умеренным в выражении собственных убеждений: «Обсуждай, но не спорь. Беседуй, но не разглагольствуй. Разъясняй, но не агитируй. Если не спрашивают, не отвечай. Не отвечай больше того, что спрашивают. Не привлекай к себе внимания. Если можешь обойтись без чужой помощи, обойдись. Свою помощь не навязывай» [2, с. 19]. Добродетель ненасилия основана на признания свободы другого: «Не насилуй других. Насилие над другими не есть признак воли. Лишь насилие над собой есть воля. Но не позволяй другим насиловать тебя. Сопротивляйся превосходящей силе любыми доступными средствами» [2, с. 20]. Добродетель ответственности определяется убеждением, что проблемы в отношениях с другими – следствие собственных пороков или заблуждений (излишней доверчивости, предрассудков и т.п.): «Вини во всем себя. Если у тебя выросли жестокосердные дети – ты воспитал их такими. Если тебя предал друг – ты виноват, что доверился ему. Если тебе изменила жена – ты виноват, что дал ей возможность измены. Если тебя угнетает власть – ты виноват, что внес свою долю в ее мощь. Не действуй от имени и во имя других. Думай о последствиях своих действий для других – ты за них (за последствия) в ответе. Благие намерения не оправдывают плохие последствия твоих действий, хорошие последствия не оправдывают дурные намерения» [2, с. 20]. Добродетель целомудрия связана с добродетелью умеренности, и определяет одну из граней счастья: «Будь сдержан с женщинами. Если можешь избежать связи, избеги. Не поддавайся общей сексуальной распущенности… Душевная чистота и непорочность приносят человеку неизмеримо больше наслаждения, чем житейская грязь и пороки» [2, с. 20]. Добродетель ровности , как середина между гневом и безгневностью, связана с отношением к врагам: «Презирай врагов своих. Делай вид, что они для тебя не существуют. Игнорируй их – они недостойны твоей борьбы с ними. Ни в коем случае не люби их – этого они тем более недостойны. Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами. Не персонифицируй своих врагов» [2, с. 20]. Добродетель величавости (в аристотелевском варианте – середина между спесью и приниженностью) связана с отношением к власти: «Не участвуй во власти. Не участвуй в спектаклях власти. Игнорируй все официальное. Не вступай в конфликт с властью по своей инициативе, но не уступай ей. И ни в коем случае не обожествляй власть. Власти не заслуживают доверия даже тогда, когда стремятся говорить правду и делать добро. Они лгут и делают зло в силу своей социальной природы» [2, с. 21]. Со взаимоотношениями с властью связана также и добродетель законопослушания , выражающаяся в запрете делать что- либо противозаконное [2, с. 21]. Следующая группа добродетелей связана с проблемами физического старения, одиночества и смерти. Все перечисленное описывается как жестокая неизбежность, которую можно смягчить, лишь признав и приняв, изменив

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=