Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 85 человеческих отношений, которая должна мотивировать человечество: «… переступить круг чувств, идей и интересов, среди которых мы живем, и вступить в круг, начертанный Сен-Симоном для будущего общества» [5, с. 135]. Школа выделяет две базовых отрасли института воспитания человека: общую (нравственное воспитание) и специальную (профессиональное учение). Проблемы современного общества сен-симонистам видятся в недостаточном внимании к общему воспитанию человека. Мы пишем: «Недостаток воспитания нравственности («чувств общих и возвышенных») ведет к разрыву общественных связей. Человечество сталкивается с регрессом, движением к «дикой жизни», грубому эгоизму. Тогда промышленник и ученый работают ради собственного обогащения (физического и умственного), а не ради развития человечества. Цель воспитания состоит в том, чтобы привести чувства и поступки каждого члена общества в гармонию с общественными потребностями» [4, с. 83]. Сен-Симон выделяет две силы, способные удерживать субъект в рамках моральных норм: первая – закон, вторая – совесть. Закон подвергается критике, потому что основан на насилии, удерживает человека в нравственных рамках посредством сломления воли. Совесть есть проявление индивидуальности человека природное и стихийное, а, следовательно, не надежное. Здесь, наряду с рациональным началом – осознанием важности поставленных перед человеком и человечеством целей – выдвигается доминанта чувств личности, искреннего желания человека идти по заветам установленных ценностей: «Для того, чтобы индивид согласился окунуться в начертанный для него круг, недостаточно, чтобы ему были известны цель общества и средства к ее достижению; необходимо, чтобы эта цель, эти средства являлись для него предметом любви и желания» [5, с. 148]. В нравственном воспитании, его «подпитке» человек нуждается в течение всей жизни, так перед обществом стоит задача, чтобы в таком обучении не было недостатка. Большая роль возлагается на институт католической церкви, т.к. учение последней в основе своей имеет базовую ценность, основанную на всеобщей человеческой любви. Инструментами воспитания являются катехизис, проповедь и исповедь. И здесь особая роль в системе морального воспитания личности отводится людям искусства: это связано, прежде всего, с необходимостью воспитать в человеке искреннее желание следовать всеобщей благой цели. Согласно школе сен- симонистов, творческие люди обладают качеством «симпатии» и способны давать импульс, необходимость в то время, как ученые способны лишь обосновать, полагаясь на разум. Последнего недостаточно для реализации идей на практике, так творческий человек, художник занимает видное место в теории как связующее звено между идеей и ее воплощением в жизнь. Так, в теории люди искусства занимают особое положение в социуме как некие трансляторы ценностей и целей общества. Здесь мы можем говорить о некотором «нащупывании» сен- симонистами возможностей мотивации - категории так популярной в наше время. Эта мысль утопистов направлена в будущее. «Общество всегда поддавалось увлечению благодаря различным формам выражения чувств» [4, с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=