Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 43 Помимо нравственного содержания в данном случае можно увидеть гражданскую позицию волонтера и способность отстоять свои взгляды. В целом же, проведя сравнение ценностей российских волонтеров, зафиксированных в исследованиях последних шести лет, с декларируемыми на международном уровне ценностями волонтеров, можно отметить некоторое различие: ценности свободы, равенства, солидарности, акцента на отстаивании прав граждан (то есть то, что перечислено как значимое для волонтеров западных стран, и, по сути, относится к значимым ценностям индивидуалистической культуры) у нас не занимают в иерархии ценностей значимых мест. В перечне ведущих ценностей у наших волонтеров фиксируется ценности коллективистской культуры – альтруизм, милосердие, сострадание, забота о людях, ценность доброты. Причем, если смотреть исследования ценностей российских волонтеров в исторической динамике, то мы видим, что более ранние исследования указывают на доминирование как раз индивидуалистических ценностей, инструментального подхода: желание научиться чему-либо, понять свои возможности, приобрести опыт для дальнейшего профессионального развития; сделать свою жизнь интереснее, приобрести новых друзей – также индивидуалистическая мотивация, направленная на себя. А вот более поздние исследования уже фиксируют возрастание мотивации, связанной с коллективистскими ценностями. Таким образом, мы наблюдаем изменения ценностной составляющей установки «творить благо ближнему» – можно предположить, что вытеснение советским государством существующих в дореволюционной России практик благотворительности, а затем трансляция на постсоветстком пространстве западных ценностей привели к изменению мотивов и установок – в том числе и людей, занимающихся волонтерством. Однако можно также предположить, что каждая культура обладает механизмами самосохранения, поэтому через время ее базовые ценности снова начинают воспроизводится в деятельностных практиках представителей данной культуры [1], о чем и свидетельствует отслеженная динамика от акцентированности удовлетворения своих потребностей (в опыте, расширении соц. связей и пр.) к альтруизму и заботе о других. В этом – специфика происходящего сейчас в России межпоколенческого (трансгенерационного) культурного трансфера национальных ценностей, который мы проследили на примере динамики волонтерских ценностей. Литература 1. Алексеева Г. Г. Семейное волонтерство как фактор формирования культуры добровольчества// Теория и практика общественного развития. 2022. № 3 (169). С. 21-25. 2. Бессонова Т. И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтерства) // Ученые записи Забайкальского Государственного университета. 2016. Т. 11, № 5. С. 96-106.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=