Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 55 сервисов; «модернизацию инфраструктуры» образовательной организации; «управление данными и кадровым потенциалом» [7]. Обозначенные вызовы являются предпосылками цифровой трансформации не только указанных направлений университета, но и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Отметим, что digital-технологии, радикально изменившие современные реалии, активно применяются в образовательном процессе университета на протяжении последних десятилетий: в законе «Об образовании в Российской Федерации» [9] прямо указана возможность реализации образовательных программ при помощи дистанционных технологий (электронная почта Email), электронного обучения (Moodle), мультимедиа, (обучающие аудио и видео) и т.п. Однако, цифровые инструменты выступали лишь вспомогательным средством достижения образовательных результатов и усовершенствования учебного процесса, и не требовали от преподавателя гибких цифровых навыков и свободного владения цифровой образовательной средой. Коренным образом ситуацию изменяет цифровая трансформация всей «архитектуры» высшей школы, предполагающая интеграцию инновационных технологий, сопровождающуюся оптимизацией содержания образования и его организации. Исходя из этого, профессиональная деятельность преподавателя, его роль и статус в образовательном процессе университета претерпевают изменения. Использование digital-технологий, выступающих сегодня как средство реализации новой образовательной парадигмы, в основе которой «индивидуализация для каждого обучающегося образовательной траектории» [1, с. 24], во-первых, требует от профессорско-преподавательского состава навыков работы с цифровыми ресурсами и сервисами, например: «управление цифровым учебным процессом на основе педагогического менеджмента, создание различных интерактивных образовательных ресурсов, целевое мотивированное использования эффективных инструментов дистанционного обучения…» [6] и т.д. Профессиональная деятельность современного преподавателя, зависящая от умений работать в цифровой среде, взаимодействовать в социальных сетях, моделировать онлайн-курсы, размещать учебный материал в электронную оболочку и т.п., приводит к появлениюновых ролей педагога: организатор и координатор индивидуального образовательного маршрута студента; методист и разработчик авторского онлайн-контента; наставник или ментор, способствующий самоопределению обучающихся в условиях цифрового образования. Существенное расширение профессиональной деятельности и появление новых обязанностей невозможно без овладения соответствующего уровня цифровой грамотности, дающего уникальные возможности «для содержательной работы в плане развития и собственных интересов, и способностей учеников» [4, с. 67], научной и культурно-просветительской практики. Отсутствие цифровой грамотности, определяющейся как комплекс технических и когнитивных навыков, существенно снижает навигацию преподавателя в цифровой образовательной среде, что может негативным образом отразиться на уровне качества образования в целом. Ввиду этого, формирование и развитие IT-компетенций

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=