Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 87 что ни Бог, ни социум не обнаруживают той угрозы, которая является существенной для человека. И то, и другое потеряло свою ценность. Природа. Природа является основанием для естественных наук. Наука конструирует предмет своего анализа, создает математические модели, на основании которых расширяется знание. Но для того, чтобы наука стала возможной, природа концептуально должна уже существовать. Природа предваряет возможность науки, то есть в общем виде природа формируется вне и до научного знания. Греки концептуально создали «фюсис», дав основание для научного мышления. Однако, сама наука не воссоздает цельный образ природы. В рамках науки природа остается всегда рационализированной. Цвет и запах, например, природны, но наукой не охватываются непосредственно. Таким образом, обнаруживается нетождественность: наука не способна охватить целостность представления природы. Кроме того, наука складывается, как пишет Мерло-Понти из слепых операций ученого, а природой называется результат их обработки: «Сказать, что мир по номинальному определению есть объект Х наших операций, означает возвести в абсолют познавательную ситуацию ученого, как будто все, что было и есть, всегда существовало только для того, чтобы попасть в лабораторию. “Операционное” мышление становится разновидностью абсолютного техницизма (artificalisme)…» [9, с. 10]. В связи с этим природа всегда представляется в форме технической – естественное появляется как результат искусственного. Что не хватает науке, по мнению Мерло-Понти? Перейти от мышления объекта как такового к уровню существования нашей жизни, а конкретнее – к уровню тела. Этот уровень доступен искусству. По мнению Зинченко, искусство опережает науку примерно лет на 100; он приводит примеры, ссылаясь на интуицию и прозрения поэтов [2]. Вслед за этой мыслью, проанализируем, какой образ природы формируется в искусстве. Известны популярные сегодня исследования Мортона природы на материале литературы периода романтизма и его заключение – природа создается как пейзаж [21, p. 10]. В данной статье предпринимается попытка исследовать искусство художников на примере работ выдающихся творцов, Сезанна (1839- 1906 гг.) и Левитана (1860-1900 гг.). Оба писали природу. Оба являются признанными гениями. Однако, каждый из них создает свой, уникальный способ доопределения природы. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : анализ философских оснований создания «природы» в искусстве Сезанна; концептуализация «природы» в творчестве Левитана; сравнение двух типов апокалипсиса, исходя из двух типов природы. 1. Сезанн и цвет. Сезанн изучает природу под лупой, следуя за своей культурой. Он вслед за философией Нового времени дистанцируется от природы и мыслит себя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=