Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 15 особую связь этого переживания с телесностью и сексуальностью, с подчинением духа плоти, с совершением поступков, которые являются не просто порочными, но и низкими (см.: [8]). Стыд для них – это внутреннее отображение порицаний, вызванных любыми порочными поступками без какой-либо их дифференциации. Как Р. Декарт, так и Р. Спиноза, наряду со стыдом, анализируют те эмоции самооценки, которые носят автономный характер, и в силу своей автономности в рамках социализированной концепции стыда выступают как его противоположность. Это «раскаяние» и «угрызения совести». Однако лишь у Р. Декарта, да и то в крайне завуалированном виде, можно обнаружить тезис о том, что такие эмоции ближе к подлинной добродетели, чем стыд. У Б. Спинозы все эмоции самооценки оказываются равными по своей моральной ценности. Как Р. Декарт, так и Б. Спиноза наследуют аристотелевскую идею о том, что между стыдом и добродетелью существует определенное напряжение. Это напряжение формируют как зависимость стыда от внешних оценок (Р. Декарт и Б. Спиноза), так и сама его аффективная природа (Б. Спиноза). Однако оба мыслителя проводят частичную реабилитацию стыда. И Р. Декарт, и Б. Спиноза усматривают определенную, хотя и косвенную, причинно-следственную связь между способностью к стыду и добродетелью. При этом у Р. Декарта эта связь задана стремлением нацеленного на достижение добродетели индивида избежать моральных ошибок, а у Б. Спинозы – тем, что стыд в сравнении с многими другими аффектами представляет собой более удобную стартовую точку для достижения добродетели, которая представляет собой существование, свободное от аффектов. Параллельно и Р. Декарт, и Б. Спиноза учитывают социально-коммуникативные и социально-регулятивные функции стыда. Однако для Р. Декарта решающей в этом отношении оказывается связь стыда с природной социабельностью человека, а для Б. Спинозы – его роль в функционировании упорядоченного человеческого сообщества. Литература 1. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53–294. 2. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 256 с. 3. Блаженный Августин. Творения. В 4 т. Т. 4: О Граде Божием. Книги 14-22. СПб.: Алетейя, 1998. 589 с. 4. Декарт Р. Страсти души // Сочинения. В 2 т. Т 1. М.: Мысль, 1989. С. 481–572. 5. Гаджикурбанов А. Г. Этика Спинозы как метафизика морали. М. : Центр гуманитар. инициатив ; СПб.: Унив. книга, 2014. 320 с. 6. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. 868 с. 7. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=