Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 23 Советская система высшего образования готовила, по сути, специалистов академической направленности, а профессиональное образование было прерогативой техникумов. Снятие идеологического контроля с системы образования, знакомство с западными образовательными системами, а затем и сближение с европейским сообществом повлекло за собой определенное заимствование (на наш взгляд не самое удачное) западных образовательных моделей. Для большинства западных образовательных моделей (с большими или меньшими отличиями) характерно деление высшего образования на академическое высшее образование и профессиональное высшее образование [6]. Профессиональное высшее образование, в отличие от академического высшего образования, предполагает более узкую образовательную направленность, то есть получение умений, навыков и знаний, направленных на решение специализированных профессиональных, как правило, производственно-технических задач. Более того, сами образовательные учреждения включаются в систему университетского или неуниверситетского секторов высшего образования (у нас это два разных министерства), что влияет на постановку образовательных задач и разработку механизмов трансляции знаний. Спецификой западных образовательных систем является ограничение возможностей при переходе из неуниверситетского сектора в университетский, наличие так называемых тупиковых образовательных путей. Последние характеризуются тем, что для совершения перехода в университетский сектор слушателю требуется вернуться к предыдущей образовательной ступени, которая предоставляет доступ к фундаментальному образованию в университетском секторе. Применяя подобную модель в российской образовательной системе, полагаем, что техникумы (колледжи) могут быть отнесены к профессиональному образованию неуниверситетского сектора. Таким образом, прием студентов, окончивших техникум или колледж, в вуз с последующим «ускоренным» переводом на старший курс института, университета или академии (которые относится к университетскому сектору), представляет собой ускоренное обучение на бакалавра, специалиста или магистра, что нарушает нормативные сроки обучения, составляющие по существующему законодательству соответственно не менее 4 лет (бакалавр) и 5 лет (специалист). Подобная практика приводит к эклектическому смешению университетского и неуниверситетского образовательных секторов, то есть фактически некоему искусственному симбиозу фундаментального и прикладного образования. Фактический срок обучения студентов, зачисленных из техникума, меньше нормативно (законодательно) предусмотренного, что элементарно отражается в сроках зачисления и окончания вуза, обозначенных в дипломе. Сходная проблема возникает и при попытке заимствования названий образовательных учреждений. Например, понятие колледж, трактуемое у нас в большинстве случаев как синоним техникума, более многозначно в мировой образовательной практике и может служить для обозначения учебных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=