Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 32 Сегодня в условиях экспансии блоковых государств по отношению к другим, пожелавшим независимого развития, обострилась не только проблема девальвации гуманистических идеалов, но и в целом духовности человеческой цивилизации. Потеря морально-нравственных ориентиров в условиях возрастания цифровизации общества и развития нанотехнологий влечет за собой угрозу использования их в разрушительных целях и в узконациональных интересах. Современное общество усугубило проблему социального нигилизма, антисолидарности, потребительского отношения к человеку, изменения аксиологических стереотипов и ресентиментной рефлексии личности, проявляющейся в дегуманизации. Дегуманизация («расчеловечивание»), например, в интернет- пространстве заключается в том, что представителей определенной нации, социального слоя или класса, а также той или иной религиозной конфессии могут предать анафеме и наречь «недолюдьми» / «недочеловеками» («унтерменшами» от нем. Untermensch» [10]). « Вариантами дегуманизации может быть уподобление противников животным, растениям, насекомым, трупам, неживым предметам, нечистой силе. Дегуманизация эксплуатирует отвращение как инструмент сплочения и подчинения коллективов, натравливания одних групп на другие» [10]. Человек превращаясь в машинный механизм, утрачивая социальные, культурные и творческие потенции, подвергает себя всѐ большему отчуждению от основ собственного бытия [11]. «Социальные сети, цифровые платформы для ведения бизнеса, образовательных, творческих практик являются инфраструктурой, отчуждающей человека от предпосылок, процесса, результата деятельности» [12] – нажми на кнопку, получишь результат…, но что же ты не рад… Происходит формирование «клипового мышления» – мышления, при котором умственная деятельность человека не затрагивает долгосрочную память и критические особенности сознания. По мнению американского философа Э. Тоффлера, клиповая культура – это когда: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [13, с. 160]. Инновационные методы по управлению человеком и обществом в сторону дегуманизации и обезличивания получили название «окно Овертона» – окно дискурса (Джозеф Овертон – американский юрист и общественный деятель, вице-президент мичиганского центра публичной политики Макино) [14]. Впервые теория была сформулирована и опубликована в 2006 году, после гибели автора в 2003 году в автокатастрофе (см. Приложение 1). Сотрудники Макианского центра (центр политических и образовательных программ, основан в 1987 году, в США, штат Мичиган) проводили мероприятия по поляризации данной концепции. Джошуа Тревинью, неконсервативный публицист и политик, развивая мысль об окне дискурса, предложил шестиступенчатую классификацию идей по степени их допустимости в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=