Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 33 дискуссии, указав на шкалы границы дискурса. В 2010 году концепция Овертона была развита и опубликована в книжном трейлере «Окно Овертона», политическим комментатором Гленом Беком. Далее Джо Картер преобразовал теорию Овертона в труде «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов». Суть теории в том, что Овертон описал механизм трансформации отношения социума к понятию грех и технологии средств массовой информации, направленных на расширение границ доступного и нивелировки табу («окно возможностей»), сложившихся в многовековой истории [14]. Первая стадия «окна Овертона» – переход из области «немысленное» в область «радикального», например, явление гомосексуализма (ЛГБТ в целом) перешло из греха (табу) в норму и даже в престижность. «В качестве аналогичных приемов расширения «окна Овертона» в России можно напомнить два последних информационных скандала – вопрос телеканала «Дождь» о возможности сдачи Ленинграда фашистам с целью предотвращения массовой гибели людей и сравнение Шендеровичем российской олимпийской чемпионки с офицером СС» [14]. Вторая стадия «окна Овертона» – оправдание, по принципу: «мы все не без греха». На третьей стадии появляется возможность расширить границы «окна» из области «возможного» в область «рационального». Например, в общественном сознании искусственно создаѐтся «поле боя» за проблему. «На крайних флангах размещают пугала – специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства. Реальных противников – то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства – стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал – активно создавать образ сумасшедших психопатов – агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации» [14]. Четвертая стадия «окна Овертона» – стадия легализации запретной темы: обсуждение в средствах массовой информации, интернет-пространстве и социальных сетях. На пятом этапе, некогда табуированная тема, переходит из сферы популярного контента массовой культуры в область актуальной политики. «На этой стадии «начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени». Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников того или иного табу и желающих легализовать этот грех» [14]. Современный либерализм сегодня пропагандирует толерантность – как запрет на табу, запрет на предупреждение и недопущение губительных для социума отклонений. На данной стадии расширения границ «окна Овертона» – общество сломлено и ранее недопустимые явления воспринимаются как обыденная норма бытовой повседневности. Анализируя теорию Овертона с исторической точки зрения, можно наблюдать в западно-европейских странах и США процесс легализации различных форм греха (табу): забвение исторической памяти – манкуртизм,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=