Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 54 человеку и ощущению понимания его чувств, это также размывает грань между приемлемым уровнем осведомлѐнности о жизни другого. Могут ли незнакомые люди знать о нас всѐ, от любимой еды на завтрак до фамилий школьных друзей? Разрешение уже необязательно. Запрос на эмоциональную связь, которая устанавливается по две стороны экрана, очевидна: в англоязычном сегменте YouTube уже несколько лет ведутся споры о том, что именно делает видеоблогера привлекательным для аудитории. Раньше это была возможность идентификации зрителя с блогером на основании общих интересов, места проживания или уровня дохода. Их подчѐркнутая неидеальность (неловкость, беспомощность, одиночество) резонирует со страхами и комплексами самих зрителей, вызывая чувство соотносимости или релейта (англ. relate – привязываться, идентифицироваться с кем-либо). Вообще relatability (свойство человека/культурного продукта привязывать к себе, быть узнаваемым и способным создавать эмоциональную связь) – важнейшее для имиджа публичной фигуры качество в последние несколько лет. Именно оно, считают медиаисследователи, заставляет людей годами смотреть за жизнью интернет-блогеров, следить за ними в социальных сетях и испытывать искреннюю радость и сопричастность к событиям жизни чужого незнакомого человека. Эти отношения со знаменитой интернет- персоной называются парасоциальными – этот термин был введѐн ещѐ в 1956 году антропологом Дональдом Ортоном и социологом Ричардом Волом [13] для описания привязанности, которую испытывают зрители к героям фильмов или ток-шоу. Сегодня, в период коммерциализации чувств, парасоциальные отношения становятся источником дохода и социального капитала, и производители контента пытаются сохранить возможность людей релейтиться к героям сериалов или интернет-роликов всѐ дольше. В связи с этим внезапное повышение уровня достатка или изменение образа жизни может вызвать отток популярности: перестав узнавать себя, зрители перестанут следить за человеком, чья жизнь уже не так напоминает ему собственную. Этому феномену посвящено видео «You're Not Relatable Anymore» Тиффани Ферг. Т. Ферг рассуждает о том, как можно остаться релейтебл интернет-фигурой, даже став богатым и знаменитым. Она также сомневается в том, сможет ли продолжаться эра релейтбл-контента ещѐ несколько лет: по еѐ мнению, совсем скоро это свойство может трансформироваться во что-то ещѐ или уступить качество новому свойству – аутентичности, правдивости и искренности контента [10]. Итак, сейчас медиапространство выдвигает новое требование к блогерам — это аутентичность, естественность, эмоциональная открытость и способность делиться проблемами со зрителем. В телевизионной индустрии стоимость времени выше, чем на интернет- порталах: передачи в сетке каналов соревнуются за внимание зрителя. В результате сценарии телешоу часто строятся с опорой на сильную и быструю эмоциональную реакцию – гнев, удивление, смех, и это порой замещает нюансированность контента. Американские социологи, изучавшие семьи,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=