Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 55 отказавшиеся от просмотра телевизора, замечают: «по результатам глубинных опросов можно утверждать, что зрители и незрители имеют несколько разное отношение к политике и гражданской активности. Поскольку телевизионные новости, с их дорогим эфирным временем, могут предоставлять менее подробное освещение событий, постольку те, кто получает телевизионные новости, могут быть менее информированы, чем те, кто получает новости из газет, радио или Интернета. Чтобы поддержать это, я ввожу концепцию Бурдье (1996) об эффекте реальности, который заключается в способности телевидения убеждать людей в объективности и правдивости своих ярких образов. Я провожу параллели между этой концепцией и теорией культивирования Джорджа Гербнера, который утверждает, что чем больше люди смотрят телевизор, тем больше их собственное представление о реальности схоже с тем, что представлено на телевидении» [14, с. 56]. Люди, отказывающиеся от просмотра телевизора, жалуются, что в новостях политические и социально-общественные новости подаются поверхностно; при этом именно они, а не постоянные зрители ТВ, чаще участвуют в выборах на разных уровнях, от государственного до муниципального, и чаще оказываются вовлечены в волонтерство. Можно сделать вывод, что эмоциональная жизнь зрителя телевизора, форсируемая логикой телеэкрана, не несѐт глобальных последствий для политической жизни человека в реальной жизни. Даже сильная эмоция не реализуется на практике с помощью общественной деятельности или благотворительной работы. Выводы. Итак, можно сделать вывод, что современные технологии, как в оптимистичном, так и в пессимистичном вариантах оказываются куда сложнее, чем всего лишь отражение общественных запросов и изменений. Логика экрана диктует свои правила, экономику и логистику, которая в свою очередь влияет на зрителя. Не последнюю роль в этом играет аффективный элемент: зритель должен испытывать сильные эмоции, чтобы не переключить канал или не закрыть вкладку в браузере. Эмоциональная составляющая рассматривается как благо (парасоциальные отношения, чувство принятия и поддержки), но и как опасность (поверхностная информированность о политических событиях, зависимость, уход от реального мира). Экран трансформирует эмоциональную культуру современности: прозрачный медиум, он одновременно как бы невидим и влиятелен; само его существования становится барьером для определѐнных практик, проведение которых он вроде бы должен облегчать – например, онлайн-психотерапия. Однако не следует наделять экран неизмеримой силой. Он используется корпорациями и культурными деятелями, а также простыми пользователями: вопрос в агентности, которую каждый из этих акторов имеет или желает иметь. Литература 1. Аскерова М. А. Понятие насилия в современной культуре. Эстетизация насилия // Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103). С. 11–13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=