Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 78 Фаустовский миф появляется в Германии во время Ренессанса и Реформации, вобрав в себя многочисленные европейские средневековые легенды о магии и договоре человека с дьяволом. Этот миф впервые получает литературную обработку в протестантской среде в 1587 году в Франкфурте-на- Майне. Печатником и издателем Иоганном Шписом (1540-1623) издаѐтся народная книга «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» [11]. Именно ей предстояло явить миру первый сюжет, от которого отталкивались все последующие обработки фаустовского мифа. Особую роль сыграло произведение английского поэта Кристофера Марло (1564-1593) «Трагическая история доктора Фауста», в котором наиболее ярко были выражены ренессансно-титанические черты фаустовского мифа [14]. В период с XVII до первой половины XVIII вв. интерес к образу Фауста в европейской интеллектуальной среде снижается, а миф о нѐм продолжает существовать по преимуществу в фольклорных дискурсах. Фауст остается популярным героем кукольных театров и развлекательной литературы, утрачивая при этом ренессансные титанические черты [12, c. 5-6]. Во второй половине XVIII века фаустовский миф получил новый импульс к развитию в связи с трансформацией культурной ситуации в Европе и распространением идей Просвещения. Миф о Фаусте, порожденный противоречивым Ренессансом, возникший в XVI веке в протестантской среде, распространившийся по всей Европе к XVII веку благодаря народному театру, возвращается в немецкую культуру конца XVIII века как воплощение германского национального духа. Миф, рожденный «снизу» в глубинах народной фантазии, в конце XVIII века возрождается «сверху» молодыми интеллектуалами Германии, участниками движения «Буря и Натиск», к которому также принадлежал Гѐте. В их произведениях Фауст становится воплощением возвышенных человеческих устремлений. Именно такой взгляд на Фауста способствовал усилению интереса интеллектуалов к этому мифу и появлению его новых интерпретаций. Своей кульминации эти процессы достигли в работе Гѐте над трагедией «Фауст» (1773–1831). Целью статьи является выявление новых смысловых элементов и тенденций развития фаустовского мифа в трагедии Гѐте. Сначала мы исследуем автобиографический момент в формировании гѐтевской интерпретации мифа о Фаусте, а затем проанализируем культурно-исторический контекст, в котором Гѐте усваивает и обрабатывает этот миф. Автобиографические мотивы Почему Гѐте избрал именно Фауста в качестве основного героя своего произведения? Среди традиционных ответов на этот вопрос – тогдашнее увлечение поэта отечественной стариной, характерное для многих немецких интеллектуалов той эпохи. Однако в ряду вероятных причин стоит отметить и то, что сам образ Фауста как ученого и искателя истины был лично близок Гѐте. Гѐте трудился над своей главной книгой на протяжении почти всей жизни. От зарождения замысла в 1768 г. до завершения второй части произведения в 1831 прошло более 60-ти лет. Гѐте закончил создание «Фауста»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=