Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 80 кукольная комедия о докторе Фаусте «на все лады звучала и звенела во мне. Я тоже странствовал по всем областям знания и достаточно рано уразумел всю тщету его. И я пускался во всевозможные жизненные опыты; они измучивали меня и оставляли в душе еще большую неудовлетворенность» [6, с. 348]. Известно, что интеллектуальный интерес писателя распространялся не только на литературу и театр, но и на оптику, физику, ботанику и множеством других наук. Его научный интерес волновали природа света и цвета, а открытия в некоторых областях естествознания не утратили своего значения. Гѐте принадлежал к традиции немецкой натурфилософии, которая во многом шла вразрез с механистическим и материалистическим естествознанием, преобладавшем в его время. Примечательно, что в юности Гѐте был увлечен оккультными науками: натуральной магией и алхимией. Интересно, что алхимическими опытами увлекался и Исаак Ньютон (1642- 1727). По словам Джона Генри, известного историка науки, «результатом… продолжающихся по сей день исследований стало признание Ньютона "последним из магов"» [5, с. 54]. То же с некоторыми оговорками можно сказать о Гѐте. Любопытно, что Гѐте иногда воспринимался современниками в мефистофельском ореоле, так сам писатель говорил своему секретарю Эккерману, что «не только мрачные, неудовлетворенные стремления главного героя, но и насмешки и едкая ирония Мефистофеля являются частью собственного моего существа» [ 19, с. 516]. Культурно-исторический контекст Стоит отметить, что со второй половины XVIII века миф о Фаусте переживал определенную трансформацию в связи с меняющейся культурной ситуацией в Европе. В этот период образ Фауста-ученого постепенно затмевает образ Фауста-мага. В этом развитии фаустовского образа прослеживаются глубинные сдвиги, происходившие в европейской культуре. Так, к концу XVIII века роль и престиж науки значительно усилились, а авторитет магии существенно ослаб. При том, что определенные элементы оккультных традиций, прежде всего естественной магии, были включены в новую натурфилософию [5, с. 2]. Фрэнсис Бэкон (1561–1626), родоначальник современной экспериментальной науки, в начале XVII века сформулировал новые задачи европейского естествознания, объединив знание и силу: «Пути к человеческому могуществу и знанию ближайшим образом сплетены один с другим» [4, с. 81]. XVII и XVIII столетия прошли под знаком научного прогресса. В этот период сформировалась современная экспериментальная наука и соответствующий ей тип мышления. Европейская культура постепенно переходит из состояния мистической сосредоточенности Средневековья к кипучей активности Нового времени. По словам Романо Гвардини, «Новое время дало неизмеримо много как для познания, так и для покорения мира. Правда, человеческое существо претерпело в эту эпоху роковые искажения и даже разрушения» [19, с. 262]. Европейская цивилизация устремилась к покорению природы. Примечательны в этом контексте слова русского ученого Алексея Аствацатурова (1945-2015): «От Гѐте не остался скрытым тот факт,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=