Гуманитарные ведомости. Вып. 2 (46) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (46), июль 2023 г. 84 субъективное почти полностью отсутствует, здесь открывается мир, более высокий, более обширный, светлый и бесстрастный, и тот, кто мало что испытал и мало пережил, не сумеет в нем разобраться» [19, с. 392]. События второй части трагедии – это сложное переплетение между Средневековьем и Античностью, которая была близка Гѐте и многим интеллектуалам Просвещения. В третьем акте, который начинает вторую часть «Фауста», действие разворачиваются сначала во дворе некоего императора, затем события переносятся в дохристианское время. Фауст оказывается в таинственной пещере Матерей, где он встречается с Еленой Прекрасной. По мнению отечественного искусствоведа Александра Аникста, «союз Фауста с Еленой – символ соединения двух разных идеалов... – античного классического и средневекового романтического» [1, с. 203-204]. Недолго длившийся брак Фауста и Елены Прекрасной завершается гибелью их сына Эвфориона, символизируя невозможность соединения христианского и античного идеалов. К такому синтезу классики и романтизма стремился и сам Гѐте вместе с Джорджем Гордоном Байроном (1788-1824), которого он наделял чертами Эвфариона, как отпрыска такого символического брака. В акте IV, получив от императора приморские земли, Фауст достигает вершины своего земного преуспеяния. Примечательно, как Мефистофель, обращаясь к Фаусту, говорил: «Из стен дворца своей рукой / Ты правишь мировой судьбой» (далее пер. Б. Пастернака). Беспокойный ученый решает создать на морском побережье, подаренном ему императором, рай земной для людей. Фаусту видится утопия всеобщего счастья и свободного труда на отвоеванных у моря землях. Фауст стремится стать цивилизатором, победившим дикость природы, и творцом идеального мира. Катастрофичность и антигуманизм этого замысла раскрываются в финале трагедии, где Фаусту удается осуществить дерзновенный план по завоеванию природы. Далее мы видим, как разнится отношение простых людей к деятельности Фауста. С одной стороны, есть старик Филемон, который восхищается прогрессом. Беседуя с заезжим странником, Филемон высказывает своѐ восхищение и уважение к деятельности Фауста: «Вместо отмели пустынной густолистый сад шумит» и далее «умные распоряженья / и прилежный смелый труд / оттеснили в отдаленье / море за черту запруд», и «села, нивы вслед за морем / заступили место вод» [8, с. 406]. С другой стороны – жена Филемона Бавкида, которая усматривает в начинаниях ученого «нечистую подкладку» и осуждает Фауста: «Злой он, твой строитель адский» [8, с. 407-408]. Попытка создания идеальной страны на земле, отвоеванной у моря, привела к трагическим последствиям. Те люди, во имя кого Фауст мечтал создать Рай на земле, гибнут. Размышляя о всеобщем благе, Фауст не обращет внимания на судьбы простых людей. В этом смысле Филемон и Бавкида для него «постылое» старичье, не желающее перебраться в другое место для жизни и мешающее его грандиозным замыслам [8, с. 411]. Фауст признается Мефистофелю:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=