Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 101 Исходя из этого, цель данной статьи – рассмотреть основные элементы нравственного учения Н. Ф. Федорова, изложенные в его работе, в которой дано наиболее полное обоснование нравственности – «Супраморализм, или всеобщий синтез». Соответственно, задачами являются: 1) реконструкция семантического, религиозного, философского уровня понятия «супраморализм»; 2) выявление сущностных отличий «супраморализма» от распространенных этических теорий М. Штирнера, Ф. Ницше, И. Канта, Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого; 3) раскрытие синтетического характера учения Н. Ф. Федорова как нового этапа и в русской, и в европейской моральной философии. Это во многом уникальная работа вообще в истории русской философии представляет собой, образно говоря, этический катехизис всего учения философа. Само название «супраморализм» указывает на верховную нравственную ценность в деле синтеза теоретического и практического разумов, а также синтеза науки, религии, и искусства. «Супраморализм, – определяет главное понятие Н. Ф. Федоров, – это долг к отцам-предкам, воскрешение, как самая высшая и безусловно всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных и чувствующих существ, от исполнения которой, т. е. долга воскрешения, зависит судьба человеческого рода» [19, с. 338]. Этот синтез науки и религии , то есть синтез знания и веры , уходящий вглубь славянофильской концепции «верующего разума» и «разумной веры», также находит подтверждение у крупнейшего представителя русской теистической философской школы В. Д. Кудрявцева-Платонова. Он полагал, что вера в Бога должна подкрепляться рациональными обоснованиями. Философ высказывает мысль, которая резонирует с идеями Н. Ф. Федорова: «мы не ограничиваемся непосредственной верой и усвоением истин богооткровенной религии, но в силу присущего человеку стремления не только верить, но и знать, желаем раскрыть и уяснить при свете разума коренные истины нашей веры» [12, с. 569]. В этом смысле можно сказать, что «философия общего дела» Н. Ф. Федорова выявляется одновременно и при свете веры, и при свете разума. Следует обратить внимание, что понятие «супраморализм», в основе которого «мораль», определяется через понятие «нравственность». Что это означает? Что для Н. Ф. Федорова они тождественны и между ними нет никаких различий? Или «супраморализм» имеет еще какой-то особый смысл? По поводу лексемы «супраморализм», которая является ядром авторской терминосистемы Н. Ф. Федорова, автор «Словаря авторских философских терминов Н. Ф. Федорова» Н. В. Козловская пишет, что это ключевой термин, «созданный философом для обозначения центрального понятия своего мировоззрения, определяется неоднократно – и каждый раз с новым родовым идентификатором: «синтез двух разумов» и «синтез науки и искусства в религии», «долг к отцам-предкам, воскрешение», «всеобщая нравственность», «синоним, или перевод, наибольшей заповеди»; «вопрос о двух рознях и о двух объединениях» [6, с. 256].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=