Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 107 узость, имеющее явно западноевропейское происхождение, жестким оппонентом которой он являлся. Известный исследователь наследия философа С. Г. Семенова раскрывает абсолютно нравственный характер его философии, который, показывая бесплодность абстрактно-теоретического, научного способа рефлексии, «продемонстрировав в них равноусловность, равноошибочность всех умозрительных подходов призвал опереться на безусловность нравственного чувства и внутреннего понимания должного в самом человеке. Это действительно философия этическая и воистину сверх-этическая : она выдвигает приоритет должного над сущим, деонтологии над онтологией, зовет к преображению бытия в благобытие» [14, с. 175]. Чтобы адекватно понять сущность нравственной философии Н. Ф. Федорова, необходимо понять, с чем он связывал это роковое «бессилие» человеческого существа. Краеугольный камень нравственного учения Н. Ф. Федорова заключается в следующих словах: «Сознавать свою смертность значит осознавать каждому общую причину своих частных, личных бедствий» [21, с. 200]. С этим утверждением согласятся далеко не все, особенно представители позитивистской науки, для которых жизнь и смерть не выходят за рамки естественных биологических феноменов, к которым совершенно не применимы моральные категории. Человеческие бедствия здесь связываются с чем угодно, но лишь не со смертью, и, соответственно, организация науки не может иметь к этому никакого отношения. Аксиологическая позитивизма не может допустить «морализации всех миров». Однако, и здесь Н. Ф. Федоров идет вопреки классическому позитивизму, утверждая, что быть нравственным значит осознавать присущую всем людям смертность как несовершенство , являющуюся источником бедствий и различных проявлений зла в мире. Поэтому нравственность, говорит философ, «должна быть признанием родства» [21, с. 140]. Но одного признания мало; это необходимый первоначальный шаг, за котором следует дело. Но для дела нужно быть уверенным в том, что причины неродственной связи межу людьми не носят фатального характера. «Как ни глубоки причины смертности, – говорит уверенно Н. Ф. Федоров, – смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости» [21, с. 201]. А в этом тезисе вообще полное противоречие всем канонам классического позитивизма. Здесь преодоление природного детерминизма, в котором смерть безусловный закон, силой духа, нравственной силой. Чтобы поверить в возможность воскрешения, необходимо прежде нравственное преображение. В этом сущность федоровского понимания нравственности: «воскрешение же есть полное торжество нравственного закона над физическою необходимостью» [20, с. 136]; «воскрешение есть «самая высшая и безусловно всеобщая нравственность» [19, с. 388]. Это то, что он называет супраморализмом, который является центральной идей всей его нравственной философии, красной нитью проходящей через все его произведения. Таким образом, можно сделать некоторые выводы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=