Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 25 по разным институтам: новый исследователь должен быть молодым, чтобы продержаться до конца. Последние двадцать шесть лет жизни Черткова тоже мало изучены в связи с засекреченными архивными материалами. Однако несомненно, что он сделал столько же для славы Л. Н. Толстого как при его жизни, так и после смерти. Обращаясь к будущим исследователям личности Владимира Черткова, хотелось бы пожелать, прежде всего, не писать обвинения, как будто они прокуроры, ни выносить приговоры, как будто – судьи, а подражать объективности хорошего следователя, который изучит все материалы: опровергнет ложное и докажет истинное, а затем уже вынесет на суд. Примером объективной исследовательской работы является монография итальянской ученой Роберты ди Джорджи «История одержимости: Лев Толстой и Владимир Чертков» (2022 г.) [Комм. 2]. К сожалению, европейские ученые большей частью уже не читают по-итальянски, и надо надеяться, что книга ди Джорджи скоро будет переведена на русский и на английский языки. Объем книги дает ди Джорджи возможность включить намного больше материала (особенно из писем и дневников), и она занималась во всех известных (и в некоторых мало кому известных) архивах мира, где находятся фонды Черткова. Тем не менее, ее десять глав сосредоточиваются на самых злободневных темах. Она посвящает шестьдесят страниц издательству «Посредник», основанному Чертковым, совместно с Иваном Сытиным (и его фондами), в 1884 году, как только умер отец Черткова, (побоявшийся, что сын, занявшись литературным делом, растратит семейное наследство и собственность крестьян). Таким образом, Чертков, быстро и дешево печатающий все, что Толстой и его единомышленники хотели провозгласить, создал для писателя прямую связь уже не с образованной публикой, а с простым, но всё более грамотным рабочим народом. К тому же через «Посредник» издатель воскресил у Льва Николаевича хотя бы на время желание заняться литературой, и не только поучительной. Владимир Григорьевич смог убедить его, что иногда лучше вносить поправки, или даже новые окончания в некоторые рассказы. Издательство «Посредник» так глубоко пустило корни в русскую жизнь, что пережило и революцию, и двадцатые годы. Самая интересная глава у де Джорджи комментирует «Крейцерову сонату», может быть самую спорную и даже экстремистскую вещь (особенно если считать ее «Послесловие») из всего позднего творчества Л. Н. Толстого. Логика абсолютного целомудрия, если она проведена до абсурда , подразумевает вырождение человека на земле: до такого крайнего пункта даже Чертков не готов был следовать за Толстым. Фактически как соавтор «Крейцеровой сонаты», Владимир Чертков незаметно уговаривал Льва Толстого, с каждым новым вариантом рассказа, смягчить свое стремление к доктрине полного целомудрия, самооскопления хотя бы сердца. Таким образом, Чертков показывает себя более нормальным, здравого ума христианином, чем Толстой, которому мешала только усталость и, может быть, лень принимать наблюдения Черткова, которые он признавал оправданными. Де Джорджи тонко исследует взгляды Владимира Григорьевича на сексуальность: нам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=