Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 51 DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-3-50-61 Актуальность исследования . Различные аспекты антропологического кризиса в современном обществе всё больше связывают с дискурсами постчеловеческого, эрой антропоцена и отказом от устаревших толкований понятия «человек». Тем важнее для философской антропологии становятся теории, предлагающие альтернативный взгляд на природу и будущее человека. Выявление и исследование в ритуалах универсалий культуры, сопротивляющихся кризисным явлениям, определяет актуальность нашего исследования. Целью статьи является философско-антропологический анализ теории мимесиса и ритуала Кристофа Вульфа в контексте кризиса телесности человека. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : - сформулировать определение телесности; - проанализировать функции ритуалов, обозначенные К. Вульфом в качестве основных и, при необходимости, раскрыть их содержание; - выделить существенные черты современного кризиса телесности; - выявить продуктивные для противодействия кризису телесности идеи ритуально-миметического подхода. Мы понимаем под «телесностью» непрерывный процесс вхождения в цивилизацию через воспитание «культурного тела»: миметическое присвоение общепринятых жестов, походки, овладение сложными навыками для работы или спорта, а также уникальных жестов культурных и этнических сообществ. В данном контексте мы исходим из теоретической установки о вторичности моторики человека [4, с. 268] по сравнению с животными, согласно которой житель социума должен овладеть своим телом, выучить движения, которые не имеют практического применения в природе. По мнению Роберта Гугутцера, представителя феноменологического подхода в социологии и психологии спорта, тело «в этом смысле является первым культурным объектом, с которым человек имеет дело, а первые культурные техники, которые он осваивает суть телесные техники» [4, с. 268]. К. Вульф в данном контексте отмечает ограничения, которые накладывает на нашу рефлексию и мета-рассуждения о телесности сам процесс её формирования. «Хотя в мышлении и возможно освободиться от рефлексов тела и, рассуждая, подняться над ним, но для непосредственного наблюдения тело никогда не находится в распоряжении того Я, которое в нём обитает. Человек не может господствовать над ним; его невозможно игнорировать и превратить в средство. Социальный мир не относится ко мне как к Я-центру, а пронизывает всё моё тело так, что в этом взаимопроникновении субъекта и мира формируется как инстанция, непосредственно связанная с телесным, как социально и культурно созданная конструкция, только аналитически отделимая от тела, которое, в свою очередь, тоже всего лишь конструкт» [2, с. 95].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=