Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 55 4) воспоминание и проекция будущего. Одной из функций ритуалов является постоянно воспроизводимая консолидация общественной жизни через убеждение в бесконечности и неизменной ценности социального порядка, достигаемая через многократное повторение. Вместе с тем, ритуалы наделяют социум потенциалом для трансформации. Ритуализация времени структурирует всю жизнь современного общества, служит необходимым посредником совместного существования. Социальная память возникает и контролируется через воспроизводство ритуалов: коллективные воспоминания сохраняются для будущих поколений или предаются забвению. Таким образом, в ритуалах происходит синтез социальной памяти и образа будущего. Ритуалы постоянно эволюционируют, поскольку невозможно в точности повторить их исполнение – миметическая природа ритуала обнаруживает творческий потенциал в многократно повторяющихся действиях. 5) ритуал как средство преодоления кризисов. В инструментальном, практическом смысле, перформативные акты консолидации не решают конкретных проблем, с которыми встречаются реальные сообщества. Основными целями ритуала в кризисных обстоятельствах являются упрощение коммуникации и канализация насилия, а также «исторжение» из общества символического виновника несчастий, как в случае с козлом отпущения. Известный во многих культурах ритуал перехода и преодоления – прыжки через костёр. Д. Фрэзер предположил, что существуют общепринятый и более древний смыслы огненного ритуала [10, с. 19]. На первый взгляд, объяснение действа является универсальным для большинства сообществ: пламя очищает участвующего от болезней или грехов, а прыжок символизирует оставленные по другую сторону ошибки и сожаления. Магический смысл, который, как предположил Д. Фрэзер, является изначальным, раскрывается через персонализацию и персонификацию болезней и неудач в образах демонов, призраков, ведьм и колдунов. Огонь призывали на помощь, чтобы уничтожить или, по крайней мере, изгнать эти сущности; 6) ритуал как магический акт. В ритуалах практикуются репетиции, отыгрыши ситуаций, которые мы не в состоянии полностью взять под контроль в реальной жизни. Стремление упростить сложное, о котором пишет К. Вульф, соответствует по смыслу понятию «одомашнивания» природы о котором пишет П.Д. Тищенко [9, с. 89]. По аналогии с дикими животными, человек стремится сделать частью своего мира неподконтрольные ему явления и силы, среди которых особое место занимает смерть. Участники ритуалов стремятся преодолеть дистанцию между внутренним магическим действом и внешним миром, чтобы воздействовать на реальность. Таким образом, мы становимся «Другим», или действуем в качестве такового, обращаясь к «абсолютному Другому». Как показал К. Леви-Строс, «различие между практическим актом, наделённым продуктивностью, и магическим или ритуальным актом, лишённым действенности, не совпадает с определением их соответственно по объективной либо субъективной ориентации»[7, с. 287]. Участник магического ритуала «представляет себе практическое действие как в принципе субъективное и центробежное по своей ориентации, поскольку оно происходит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=