Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 56 из-за его вмешательства в физический мир. Тогда как магическая операция кажется ему прибавлением к объективному порядку универсума: для того, кто её совершает, она представляет такую же необходимость, как и цепочка естественных причин, куда, как полагает действователь, он лишь вводит дополнительные звенья в виде ритуалов» [7, с. 287]. Помимо развёртывания перед участниками действа структуры значимой для общества реальности, ритуалом формируется особое, сакральное отношение к пространству, времени, некоторым объектам и жестам. Особый статус религиозных и магических ритуалов поддерживает разграничения и табу внутри сообщества, отвечая на его потребность в интеграции, дифференциации и обмене. Приобщение к единому пониманию священного, вера в трансцендентальное начало сближает сообщество, наделяет живущих в нём чувством безопасности; 7) ритуал как средство поддержки разнообразия позиций и баланса интересов в обществе. Концепция перформативных сообществ уделяет основное внимание не эмоциональному единству, символической системе значений или коллективному ценностному консенсусу, а ритуальным паттернам взаимодействия людей. Наиболее важным является ответ на вопрос, как сообщества создаются, отстаивают свои права и претерпевают изменения с помощью ритуальных форм действия, включая миметический обмен. Общественное пространство предстаёт, в таком ракурсе рассмотрения, не самой уютной, непрерывной и цельной средой, а скорее ненадёжным экспериментальным пространством, в котором происходят процессы напряжения, разделения и переговоров. Перформативное сообщество – это пространство действий и опыта, в котором выделяются театральный, миметический, игровой и властный элементы. Показательным примером применения упорядочивающего, властного начала к конкретному ритуалу является история возникновения и трансформации массовых уличных игр в Европе в современный вариант соревнований. «Реформаторы – представители среднего класса – приложили огромные усилия для того, чтобы такие игры, как ла суль во Франции и уличный футбол в Англии, то есть игры, сопровождаемые пьянством и общественными беспорядками, были уничтожены. Появилась необходимость поместить тело в рамки: больше и речи быть не могло о том, чтобы позволить человеку дать волю своим жестоким инстинктам» [6, с. 276]. В то же время, в Испании по-прежнему существует «энсьерро» – бег с быками – ритуальная по своему характеру традиция, в которой травмы и летальные исходы случаются ежегодно. Таким образом, возникновение и развитие различных аберраций в устройстве социального порядка, находящих воплощение в ритуалах, невозможно редуцировать к единой схеме; 8) ритуал как инициатор миметического процесса. Повторение наследуемых в культуре форм ритуала предполагает попытки воспроизведения участниками действий предшественников, чтобы таким образом уподобиться им. Динамика ритуала направляет участников одновременно и на повторение, и на выделение: контекстуальная обусловленность каждого нового действа неизбежно порождает «отклонения» от предшествующих ритуалов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=