Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 58 самоопределении: он «видит других как образы, вместо того, чтобы видеть в них людей. Окружённый образами, пытаясь соответствовать своему собственному образу, он переживает фрустрацию и обманчивое эмоциональное удовлетворение. Образ – это абстракция, идеал и идол. Тело попадает в услужение образу. Отчуждённые индивиды создают отчуждённое общество» [5, c. 75]. Серьёзность стоящих перед современной цивилизацией антропологических вызовов подтверждается конкретными примерами. Феномен хиккимори (хитимори), как и соответствующий термин, возник в 1970-х применительно к жителям мегаполисов Японии, а особую актуальность приобрёл в конце 1990-х, в результате массового распространения интернет- услуг, позволивших обеспечивать себя необходимыми товарами не выходя из дома. Жители городов, превратившиеся в затворников, связанных с внешним миром только через компьютер, получили определение «хиккимори». В современной Японии «хикки» остаются острой проблемой, чаще всего ими становятся школьники и студенты. Очевидно, что подобный образ жизни приводит к физической и интеллектуальной деградации, уплощению эмоциональных реакций и потере навыков общения. Хотя закон не позволяет применять физическую силу для принуждения подростка к походу в учебное заведение, полиция, в особо трудных случаях, санкционирует специальные «рейды» и, вместе с учителями, вытаскивает хиккимори «на свет». К. Вульф рассматривает антропологический кризис на примере непропорционального развития зрительной способности. Экспансия огромного диапазона визуальной информации сопутствует дифференциации между способностями восприятия. Зрение является ярким примером тенденции к взаимному обособлению органов чувств. Гипертрофия зрительной способности привела ко всё возрастающему обесцениванию слуховой способности, и в большей степени – осязания, обоняния и вкуса. Данная тенденция характеризует современные западные страны, является специфической чертой именно этой культуры [12, с. 22]. Фрагментарное представление человека о самом себе, стремление к атомистическому индивидуализму в обществе [11, с. 94], виртуализация и разрушение социальных связей обуславливают необходимость реактуализации базовых универсалий культуры. Подход немецкого антрополога не предполагает возврата к уходящим формам социального взаимодействия и самоопределения. Его цель - последовательное изучение ритуально- миметического поведения как способа идентификации и адаптации человека и социума к новой реальности. Интегрирующая функция ритуала, как и функция укрепления общественного устройства, предполагает риски и противоречия, отражающие сложности реализации заложенных в ритуальном действе идей на практике. К. Вульф отмечает важность неизбежных столкновений личности и социума, но видит в них не негативный, а конструктивный элемент для построения новых паттернов коммуникации, включающих телесность и ритуальное действо. Ритуалы способны частично компенсировать травмирующий опыт потери сообщества, идентичности и аутентичности, порядка и стабильности. Вместе с тем, в ритуальных действах заложен потенциал для становления индивидуальности, поскольку многократное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=