Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 62 И. А. Сысоева Витебский государственный университет им. П. М. Машерова О. И. Кокорева Тульский государственный педагогический университетет им. Л. Н. Толстого ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ВЫШИВКИ: МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ Целью статьи является выявление межнациональной общности народного искусства вышивки России и Беларуси, обусловленное общностью его происхождения и наличием древней общеславянской основы. Новизна статьи заключается в сравнительном анализе белорусской и русской вышивки по символическому содержанию, композиционному построению орнаментов, составу элементов и структуре мотивов узоров, цветовой гамме. В результате были сформулированы основные выводы об имеющемся значительном сходстве проявления общеславянских традиций в народных русской и белорусской вышивках, характерных для вышивки обоих народов традиционности и внутренней региональности, которые свидетельствуют как общих корнях, так и близком пути развития этого традиционного для России и Беларуси вида декоративно- прикладного искусства. Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, вышивка, Россия, Беларусь, орнамент, мотив вышивки, узор, колорит, символика, традиции. I. A. Sysoyeva Vitebsk State University named after P. M. Masherov (Vitebsk, Belarus) O. I. Kokoreva Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ARTISTIC TRADITIONS OF RUSSIAN AND BELARUSIAN EMBROIDERY: INTERETHNIC COMMONALITY The purpose of the article is to identify the interethnic commonality of the folk art of embroidery of Russia and Belarus, due to the commonality of its origin and the presence of an ancient common Slavic basis. The novelty of the article lies in the comparative analysis of Belarusian and Russian embroidery on such parameters as the symbolic content, compositional construction of ornaments, composition of elements, the structure of motifs of patterns, and color palette. As a result , the authors conclude that there is a significant similarity in the manifestation of pan-Slavic traditions in folk Russian and Belarusian embroidery. The article also reveals traditionalism and internal regionality in both peoples’ embroideries. These characteristics indicate

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=