Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 63 both common roots and a close development path of this traditional for Russia and Belarus type of arts and crafts. Keywords: folk arts and crafts, embroidery, Russia, Belarus, ornament, embroidery motif, pattern, color, symbolism, traditions. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-3-62-70 Народное искусство выступает как особый и целостный феномен, в котором всегда проявлялось отношение человека к окружающему миру, его желание украсить свой быт и стремление выразить себя в творческой деятельности. В произведениях творчества братских славянских народов России и Беларуси отражается красота природы, историческая обстановка той или иной эпохи, мировоззрение и чувства людей. Декоративное народное искусство славян всегда носило в большей степени не изобразительную, а преобразующую направленность. Народные умельцы стремились художественно изменить и украсить свое материальное окружение, создавая предметы не только утилитарно пригодными и удобными, но и вызывающими эстетическое удовольствие [3; 8; 11]. В творчестве народов Беларуси и России декоративное преобразование действительности, передача красоты элементов окружающего мира традиционно осуществлялась с помощью одинаковых материалов, в близкой технике исполнения, не теряя при этом свойственной каждому народу самобытности конечного продукта. Несомненно, в декоративно-прикладном искусстве Беларуси прослеживаются тенденции, роднящие его с народным искусством Литвы и Польши, исторически обусловленные вхождением Беларуси в разное время в состав западных государств. Безусловно, предметы белорусскогодекоративно- прикладного искусстванесут отражение тенденции народа к независимости и национальному единству страны, прослеживающиеся в единстве тематики, стиля, идейно-композиционного решения [9]. Однако еще одной ярко выраженной, характерной особенностью народного искусства Беларуси, безусловно, является четко прослеживающаяся, обусловленная общими историческими корнями, хронологически уходящими к Киевской Руси, взаимосвязь с народным искусством соседних славянских народов, и, прежде всего, русского. Разумеется, одной из основных особенностей декоративно-прикладного искусства России является его региональность, поэтому сходные исторические традиции декоративно-прикладного искусства русского и белорусского народов в большей степени прослеживаются в регионах европейской части России. Они проявляются, прежде всего, в его направлениях – вышивка, плетение, резьба дереву, керамика (посуда и игрушки). Географическое положение, взаимодействие с представителями других народов обусловили еще одну одинаковую особенность развития декоративно- прикладного искусства в России и Беларусии – обмен опытом и преемственность, которые, однако, как в первом, так и во втором случае не изменили самобытности народного искусства. Так, влияние Византии и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=