Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 82 эстетический объект. Раньше, чем стать таким, оно должно быть для него осмысленным, содержательным, а значит, в самом прямом смысле слова понятным объектом » [1, c. 53]. В канонах восточной эстетики, изображения сил и звуков природы в инструментальном творчестве никогда не преподносится, как способ сделать музыкальное выражение легче, доступнее, проще и более прямолинейно. Напротив, поиск элементов звукоизобразительной системы, соответствующей звуковому воплощению природных стихий, требует особого мастерства и утонченности, ведь из-за изображения элементов природы, правильного им подражания получается сильнейший воспитательный результат. Китайская философия утверждает, что правильный подбор музыки для каждого человека помогает ему найти свое совершенное Дао и быть в гармонии с миром: «С помощью песен человек направляет себя на правильный путь и развивает лучшие свои стороны. Благодаря его действиям являются совершенными движения неба и земли, устанавливается гармония четырех времен года, правильный ход планет и благоприятное развитие всего живого» [9, c. 306]. Композитор Чу Ван Хуа практически не известен в России. Однако в Австралии, Малой Азии и Китае в 70-е – 80-е годы ХХ века он пользовался огромной популярностью. В основе его фортепианного творчества (им написано около 200 фортепианных миниатюр) лежат принципы, заложенные русскими композиторами. В его сочинениях мы можем услышать и «прокофьевские ритмы, и додекофонные принципы звуковысотной организации, и сонорно-колористическую и ударную трактовку фортепиано» [11, с. 50]. Фактура его сочинений насыщена полифоническим развитием. В первую очередь это имитационная полифонии: особенно поражает обилие канонических имитаций. Особой популярностью пользовались его аранжировки народных песен и пьес для традиционных народных инструментов. Его фортепианная миниатюра «Солнечный цветок» написана в вариационной строфической форме. В ее основе лежат народные напевы. Сохранив импровизационную песенную основу, композитор делает структуру каждой строфы трехчастной. Мелодическая линия развертывается плавно, без скачков в прихотливом ритме. Ее текучесть подчеркивается полифонизированностью фактуры, привносящей в музыку ощущение изменчивости и непрерывного движения. С одной стороны, это символизирует непрерывно льющийся солнечный свет, с другой – колышущийся на ветру яркий цветок. Недостаточность мелодических средств в данной миниатюре (в основе мелодии лежит пентатоника) восполняются особенностями фактуры и утонченностью гармонии. Устремленность к утонченности в китайской классической музыке практически нивелировало создание произведений крупной формы. Иными словами, все они принадлежат к жанру миниатюр. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что современная музыкальная культура Китая модернизируется под влиянием западного опыта. Но китайцы не отрицают и не разрушают старое в музыкальной культуре, а органично вписываются в ее традиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=