Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 83 Пьеса «Благодарность» написана в трехчастной форме в соответствии с европейскими принципами формообразования. Содержит вступление и коду. Она технически не сложна, но обладает рядом достоинств, благодаря которым пользуется неизменным успехом у большинства китайских педагогов. Она лаконична, компактна и содержит признаки музыкального фольклора. Важная формообразующая роль принадлежит вступлению. Оно становится основой для яркой коды, которая завершается тоническим трезвучием с секстой. Подобное завершение является характерной четой авторского стиля композитора. В основе темы вступления лежат пентатонические созвучия, которые гармонизованы плагально. Появляющиеся в среднем разделе малые секунды имитируют игру различных народных инструментов. Такой прием звукоизобразительности достаточно часто встречается в китайской музыке. В отличие от предыдущей ученической миниатюры, эта пьеса может быть достаточно интересна и для профессиональных исполнителей. В ней содержится большое многообразие контрастов, аккордов и пассажной техники. Особенно интересен в ней прихотливый пунктирный ритм и часто меняющийся размер. Го Чжихун является представителем младшего поколения композиторов Китая. О жанровых предпочтениях композитора мы знаем достаточно мало. Известно, что он обращается к жанру детской фортепианной миниатюры, жанру фортепианной сонаты. Известны его аранжировки народных китайских песен и танцев. Избранная нами для анализа фортепианная пьеса – наиболее яркий образец аранжировки народной музыки. Она так и называется «Народная танцевальная музыка». Пьеса выдержана в танцевальном ритме, мотивная разработка темы в основном направлена на создание эффекта непрерывного вращения, его можно сравнить с популярным в европейской музыке типом развития perpetuum mobile . Но в китайской музыкальной традиции такое движение можно соотнести с теми радостными празднованиями в честь божеств Фу Си и Нюй- Ва, которые сопровождались игрой на различных народных инструментах. В этой пьесе очень ярко проступают характерные китайские национальные элементы музыкальной выразительности – последовательно подчеркивается пентатонность мелодического ряда, характерная ритмичная пульсация, объединяющая повторность и одновременно импровизационную свободу развертывания, переменность акцентности и т.д. Следуя европейской традиции, композитор пишет миниатюру в простой трёхчастной форме. В средней части характер меняется. Смена ключевых знаков, темпа, фактуры, все это позволяет провести параллель с Ре-бемоль мажорной прелюдией Ф. Шопена. Обилие квинтовых органных изображают игру на цинь – струнном национальном инструменте. Яркими образами природы наполнено творчество Сун Итьен и Ту Мен Синь. В первую очередь это обработки народных танцевальных и песенных мелодий. Их фортепианным сочинениям присущи основные черты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=