Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (47) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (47), октябрь 2023 г 94 братья Киреевские, но и другой великий идеолог славянофильства А. Хомяков, придерживались проекта разработки позитивной философии, и шеллинговская критика абстрактного рационализма, рассматриваемого как результат западной философии, становилась точкой опоры славянофильских позиций, в то время как западники отрекались от Шеллинга, обвиняя его в мракобесии и мистицизме, чтобы встать под знамена гегелевской левой мысли. Такое же распространение гегелевской философии, все более заметное в России с середины 30-х годов, могло иметь своими причинами и все более нарастающие чувство нетерпимости к новой системе Шеллинга, особенно среди тех, кто не одобрял религиозный поворот. О том, что позитивная философия уже на раннем этапе интерпретировалась как религиозная, можно судить по письму Чаадаева, который познакомился с Шеллингом еще в 1825 г. и с тех пор состоял с ним в переписке: «Мне неизвестно, что представляет из себя то учение, которое вы излагаете в данное время вашим слушателям, хотя, признаюсь, при чтении вас у меня зачастую являлось предчувствие, что из вашей системы должна когда-нибудь проистечь религиозная философия; но я не нахожу слов сказать вам, как я был счастлив, когда узнал, что глубочайший мыслитель нашего времени пришел к этой великой мысли о слиянии философии с религией» [14, с. 76]. В те же годы Киреевский пережил славянофильский и религиозный переворот своей мысли, вызванный углубленным изучением греческой патристики, которая все чаще рассматривается как исток позитивной философии Шеллинга. Это открытие позволило связать последнее развитие философии, родившееся в Германии, как критику курса западной философии с последующим созданием двойной бинарности (негатив-позитив), свойственной новой философии истории. Различие между негативной и позитивной философией теперь отрицается исторически: если история Европы - это история диалектики языческой и христианской мысли, завершившаяся победой рационализма (а значит, языческого, греческого начала), то история России предстает как история многовекового хранения первоначального, чистого христианства, принципы которого, систематизированные греческими отцами, сохранились незамутненными языческим элементом благодаря тщательной работе русских монастырей и обителей. Негативному принципу (рационализму) европейской истории противопоставляется позитивный христианский принцип русской истории. Различие между Восточной и Римской церквями (а значит, между Россией и Европой) прочитывается через различие торжества на Западе рационализма над религиозной традицией, обусловленного влиянием классического мира на христианские принципы католической церкви, рационализм которой выражается в постоянных доказательствах существования Бога и схоластической силлогистике, являющихся подлинными переделками первоначальных догматов христианства. Не ограничиваясь историческим обоснованием этой концепции, важно отметить, как Киреевский пришел к формулированию сознательной оппозиции между Западом и Россией, именно на основе шеллинговского прочтения истории западной философии как истории отрицательной философии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=