Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 10 предательство – мужество; мужество – насилие; насилие – преодоление смерти; преодоление смерти – преобразование склада души. Последнее логическое звено (преодоление смерти – преобразование склада души) подчеркивает этический подход к философии смерти у Борхеса. В философском смысле в основании представлений Борхеса о смерти стоит метафизика, построенная на античной философии. Это задает тон всей философской танатологии писателя: вопрос о смерти тесно связан с вопросом о том, что есть истинное бытие; ведь если жизнь является лишь одним из отражений некой идеи, которая также может быть или не быть одним из отражений, то тогда и смерть – не более, чем иллюзия. Парадокс смерти и бессмертия, по Борхесу, строится на следующих основаниях: – смерть тела представляется как единственный путь преодоления смерти души, в то время как бессмертие – это одновременно и смерть души (когда индивидуальная душа за весь цикл своих путешествий вбирает в себя часть души каждого живущего человека, поэтому перестает быть собой, теряя собственную идентичность), что приводит бессмертного к безумию и деградации, и он замыкает круг странствий своей души, останавливаясь на первоначальной точке своего развития. Таким образом, основной парадокс дихотомии смерть – бессмертие по Борхесу заключается в следующем: для души бессмертие тела есть смерть; смерть тела обеспечит бессмертие души; – вера в Ад или Рай делает человека по-настоящему смертным, потому что отдаляет его от Бога. Если вера в то, что душа живет после смерти в аду или раю заставляет любить Бога, то ад и рай – это выдумка зла, потому что истинная любовь к Богу не построена на страхе или ожидании вознаграждения; потому божественная любовь – отрицает ад и рай, она и есть преодоление смерти. Это можно сформулировать в форме следующего парадокса: традиционная вера в жизнь после смерти мешает душе преодолеть смерть. Этические основания философии смерти у Х. Л. Борхеса проявляются в следующем: 1. Этика смерти и парадокс бессмертия, которая заключается в том, что смерть является благом, поскольку формирует осмысленность жизни, со всеми ее нравственными ценностями. В то же самое время бессмертие стоит за границами морали, к нему не применимы категории зла или добра; бессмертие отрицает не только смерть, но и саму жизнь, так как оно является особенным состоянием – внебожественным – и, напоминает, скорее, не благословение, а проклятие. 2. Этика смерти и парадокс предательства – взаимоотношения героя и предателя формируют особую этику предательства (которая наиболее полно раскрыта Борхесом в новелле «Три версии предательства Иуды»), которое, как самый порочный и презираемый поступок возводит предателя, добровольно согласившегося на предательство, на уровень героя, жертвующего собственной душой ради того, чтобы прославить преданного им. Образы предателя и героя смешиваются, и кажется, что это две стороны одного и того же человека, совершающего некую важную миссию, выполнение которой было бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=