Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 15 Keywords: philosophy of war, neoliberalism, alter-globalization, network-centric warfare, military globalization, expansion, continuity of war. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-4-14-24 «Война приостанавливает действие морали» /Э. Левинас/ . Трансформации, наблюдаемые в стремительно мутирующем глобальном политическом и экономическом пространстве, прогрессивно охватывают окружающий нас мир, поэтому желание осознать и проанализировать причины этих процессов, несомненно, объясняется потребностью многих мыслителей противостоять подобным деструктивным тенденциям. В связи с этим невозможно не обратиться к такой области знания, как философия войны, с попыткой охватить причины изменений «миропорядка» в эпоху глобализации и информатизации общества в том контексте, в рамках которого они разворачиваются, а именно, в ракурсе методологии ведения войны на пике развития высоких технологий. Важно отметить, что само понятие «философия войны» в рамках данной статьи не ограничивается исключительно той или иной философской парадигмой, а рассматривается в комплексе с философским обоснованием методов и способов ведения войны. Таким образом, философия войны в ее прикладном формате подразделяется нами на философию стратегии (плоскость геополитики), философию оператики (во взаимосвязи с понятием «боевого пространства») и философию тактики (в контексте конкретных методов ведения войны на «поле боя») исходя из разделов теории ведения войны: стратегия, оператика, тактика. Возводя понятие войны в ранг широкой социально-философской и исторической категории, в основе которой лежит не только понятие боевых действий, но и, согласно французскому теоретику XIX века Франсуа Одисс- Баро, закон непрерывности войны [2, с. 20], мы можем уверенно говорить о времени перемирия, как о времени подготовки к войне и ее составляющей. Следовательно, каждая эпоха и каждая соответствующая ей модель философии определяет особый, индивидуальный образ войны. Обращаясь к современности и принимая во внимание экономико- социальный контекст, мы видим, что после исчезновения в XX веке единой коммунистическо-социалистической философии, объединявшей почти треть человечества, началась эпоха гегемонии капиталистической философии, включившей в себя политику, экономику, культуру, технологии и т.д. Стадию развития капиталистического общества, которую мы наблюдаем последние 30- 50 лет, принято называть неолиберализмом, точнее, неолиберальным глобализмом. Наиболее яркой и отличительной чертой эпохи является создание надгосударственных организаций – транснациональных корпораций. Уходя корнями в философию Просвещения, более явные принципы неолиберальной философии впервые появляются в трудах Ф. Хайека и экономической теории М. Фридмана. Эти авторы отстаивали идею предельно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=