Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 26 государства и конфессиональных групп определяются исторически сложившейся традицией восприятия религии, ее значением в жизни современных граждан, а также новыми запросами общества. Модель государственно-конфессиональных отношений как законодательно закрепленный конкретно-исторический способ взаимодействия государства и религиозных объединений является традиционным объектом исследования в науке [см., например: 1]. Однако общественная жизнь иногда оказывается сложнее описывающих ее категорий. Например, модели государственно-конфессиональных отношений отдельных современных государств сочетают признаки разных типов и не в полной мере соответствуют утвердившимся в науке концептуальным средствам их описания [см. также: 2]. В данном контексте интересны постсоветские государства с православно-христианским большинством и с юридическим закреплением сотрудничества с православной церковью (Беларусь, Грузия) [см. подробнее: 3- 6]. В данных странах государственно-конфессиональные отношения эволюционируют от изначального разделения к различным формам кооперации государства с религиозными организациями. Кроме того, применительно к Беларуси и Грузии является дискуссионным вопрос о релевантности традиционных категорий моделям государственно-конфессиональных отношений данных стран. Целью статьи является сравнительный анализ основополагающих принципов государственно-конфессиональные отношений в Беларуси и Грузии, для оценки релевантности традиционных категорий их описания моделям государственно-конфессиональных отношений в двух странах. Для реализации цели статьи необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1) выделение существующих в литературе подходов к пониманию модели государственно-конфессиональных отношений в Беларуси и Грузии; 2) сопоставление эволюции принципов, фундирующих модель государственно-конфессиональных отношений в Беларуси и Грузии. Методологическую основу проводимого исследования составляют две группы концептуальных представлений. Во-первых, фундаментальная для описания типов государственно-конфессиональных отношений триада «светское – религиозное (клерикальное) – теократическое государство». Для основных типов государственно-конфессиональных отношений характерны следующие особенности [7, с. 19-34]: – светское государство: невмешательство в вопросы веры и поведение верующих; полное отделение государственных и религиозных институтов; – религиозное государство: частичный контроль в вопросах веры и поведения верующих; взаимопроникновение государственных и религиозных институтов; – теократическое государство: полный контроль в вопросах веры и поведения верующих; слияние государственных и религиозных институтов. Во-вторых, континуальный подход, объединяющий принципы и модели государственно-конфессиональных отношений [8]. В контексте исследования

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=