Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 39 Вместе с тем, как показывает практика и результаты исследования, проведенного в качестве авторской разработки «асимметрия в композиционном построении предметов ювелирного искусства является во многих случаях формообразующим элементом, выполняющим функцию объединения орнаментального произведения в законченный мотив, единый и целостный визуальный образ. Асимметричная форма исходного элемента – необходимое условие осуществления требуемых структурой орнамента симметрических итераций» [8]. Лосев А. Ф. пишет: «орнаментальный символ как разновидность саморазвивающейся визуальной знаковой структуры, где форма отражает содержание и наоборот, крайне важно такое свойство орнамента, как визуальное объединение – архетипирование глобального мирового опыта» [12]. «Орнамент как письмо, древний единый язык, свидетельствуют о том, что сама система стилизации коррелирует с человеческим восприятием мира и выражает принцип мирового гармонического совершенства» [8], которую Гален описывает как «состояние духа, равным образом удаленное от обоих крайностей» [4]. В качестве примеров инновационного применения несимметричных первичных структур и создания на базе них оригинального гармоничного художественного ритма можно привести произведения С. Дьяконова: Браслет «Каравелла» и кольцо «Парус». Рис. 2. Работы С. Дьяконова: Браслет «Каравелла» и кольцо «Парус». Фото автора Направление «Новая этника» отражено кольцом «Русское бессознательное» А. Де Уриарте, подвеской А. Левиной «Африка» и коллекциями И. Шевяковой «Золото Пантикапея – единство времени» и «Геометрические фигуры в пространстве».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=