Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 62 должна не только обеспечивать доступ к online-материалам, но и формировать у обучающегося индивидуальную траекторию развития, за счет внедрения различных механизмов индивидуализации обучения. В контексте именно таких исследований возникает понятие «цифровой след»...» [2]. Согласно проекту «Университет 20.35» цифровой след в образовании – это «уникальный набор представленных в электронной форме данных о зафиксированных действиях, а также процессных, контекстных и иных обстоятельствах деятельности пользователя, групп пользователей или работы информационно-коммуникационных систем» [10]. Основополагающими характеристиками цифрового следа являются: – «данные о диагностике человека; – данные о намерениях; – данные образовательного содержания; – данные образовательного процесса; – данные образовательного опыта; – данные оценки образовательного результата; – данные участия в деятельности» [10]. Как видим, информация, полученная с помощью цифрового следа весьма разнообразна, и указывает на множество аспектов образовательной деятельности, как студентов, так и преподавателей, на протяжении всего времени обучения, что является весьма важным в связи с реализацией концепции непрерывного образования. Так же, учитывая то, что в условиях цифрового образования создается цифровой двойник участника образовательного процесса, данные цифрового следа позволяют сформировать его цифровую репутацию [8], которая отражает личностные и профессиональные качества человека в цифровой образовательной среде. По мнению современных исследователей, модель цифрового двойника обучаемого «является неотъемлемой частью систем интеллектуального и адаптивного обучения и содержит информацию об эффективных стратегиях обучения и текущем уровне знаний учащегося... создание цифрового двойника обучаемого позволит узнать, как он усвоил все ранее изученные темы, и оценить уровень остаточных знаний по каждой из них, определить периодичность повторения учебного материала для поддержания его в активной форме, выяснить, в каком виде и в рамках какой учебной стратегии обучаемый лучше овладевает информацией» [6]. Тогда как цифровой двойник преподавателя – это «результат моделирования деятельности преподавателя, осуществляющего выбор соответствующих тегов на основе закономерностей ЦС преподавателя» [4]. В тоже время, цифровой след и цифровая тень формируют цифрового двойника университета, который выполняет свои функции в цифровой образовательной среде [1]. К активным цифровым следам в цифровом образовании можно отнести: создание цифрового портфолио студента; выполненные задания в онлай-курсе; электронное тестирование (например, в обучающей системе Moodle); электронная презентация; подкаст; сообщения (в том числе аудио/видео) в чате/мессенджере/социальной сети; письма электронной почты; совместная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=