Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 63 редакция текстов/таблиц (цифровая доска); публикация научного исследования (зафиксированная, например, в РИНЦ); выступление на цифровых «площадках» (вебинар) или в виртуальных аудиториях (online -лекция) и т.д. Цифровые тени формируются участниками цифровой среды в процессе регистрации на цифровых образовательных платформах; автоматизированных поисков информации на сайтах, предоставляющих учебный контент; использования средств связи (данные мессенджеров, социальных сетей, online- конференций); во время сессий, которые охватывают работу в образовательном online-пространстве от первой открытой ссылки до закрытия последней). Фиксация, сбор и анализ информации, полученной при помощи цифровых следов и теней, позволяет: – студентам, во-первых, занимать активную позицию в цифровом образовании; во-вторых, сформировать знания, умения и навыки, необходимые для реализации в будущей профессиональной деятельности; в-третьих, «осуществить процесс самоанализа образовательной деятельности, выявить слабые стороны в обучении» [2]; в-четвертых, получать образование по индивидуальному образовательному маршруту; – преподавателям – эффективно организовывать и осуществлять учебный процесс в цифровой образовательной среде; осуществлять диагностику успеваемости, заинтересованности и активности, сформированности компетенций, показателей командной работы и продвижения студентов по индивидуальной образовательной траектории; «воздействовать на учебную мотивацию студентов, актуализируя их познавательный интерес» [11]; оценивать стратегию развития и профессиональное становление обучающихся; – университетам – «отслеживать интерес к вузу как на официальном сайте, так и в социальных сетях со стороны, например, абитуриентов, что даст возможность скорректировать профориентационную стратегию вуза» [11]; повышать конкурентоспособность и укреплять имидж университета в условиях цифровизации высшего образования. Таким образом, аналитика данных, полученных при помощи цифровых следов и цифровых теней в цифровом образовании высшей школы, способствует: – во-первых, организации и управлению образовательным процессом в цифровой среде. Это указывает на то, что активные и пассивные цифровые следы используются для построения и оптимизации индивидуальной образовательной траектории студента; – во-вторых, менеджменту образовательной организации, в таких аспектах как обеспечение качества, доступности и непрерывности образования; адаптации работы университета к инновационной образовательной деятельности; формированию имиджа вуза; – в-третьих, формированию и укреплению цифровой репутации участников цифровой образовательной среды как цифровых двойников, которые коммуницируют в соответствии с определенными нормативными установками; а так же цифрового университета как двойника аналогового вуза,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=