Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (48) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (48), декабрь 2023 г 9 нравах героев новелл в циклах «Всемирная история Бесчестья» и «Сообщения Броуди», что конструирует очередные детали философии смерти в творчестве писателя. «Книга небес и ада» Х. Л. Борхеса и Б. Касареса как доказательство абсурдности идеи Рая и Ада в контексте смерти и бессмертия. Книга Небес и Ада [1] – сборник цитат, так или иначе касающихся Рая и Ада, подобранных Х. Л. Борхесом и Б. Касаресом. Отличительная черта этого сборника – его нарочитая недокументальность, так как реально существующие цитаты соседствуют в нем с цитатами вымышленными. Однако цель написания «Книги небес и Ада» – не развлечение или интеллектуальная игра (хотя, по всей видимости, такие мотивы при написании книги присутствовали), а продвижение своеобразного философского видения загробной жизни, причем, что особенно важно, не описание содержания загробной жизни, а осмысление ее цели. Основная идея, которую транслируют авторы – Ада и Рая не существует, они придуманы людьми, чтобы поверить в возможность бессмертия. Доказательством этого замысла являются следующие факты: 1. Тайный смысл «Книги Небес и Ада» раскрывают уже выбранные к ней эпиграфы, общий смысл которых заключается в следующем. Любовь к Богу ради посмертного пребывания в Аду или в Раю застилает истинную любовь к Богу, поэтому Рай и Ад – не может быть придуман Богом, а только людьми. 2. Об определенном замысле говорит и сама идея такого сборника, где перемешаны настоящие цитаты из реальных источников, придуманные афоризмы придуманных персонажей и придуманные фразы реально существовавших личностей. Применяя такой подход, авторы подчеркивают эфемерность основной проблемы, ее нереальность, иррациональность. Из всех приведенных фраз, цитат, афоризмов о Рае и Аде, нет как ни одного истинного, так и ни одного близкого к истине утверждения. С другой стороны, каждое из них может быть истинным, потому что Ад и Рай – условность, у каждого свой Ад и свой Рай, что неоднократно подчеркивается в сборнике. Наиболее полно основная философская идея в книге раскрывается в идее любви. Любовь представляется преодолением смерти; любя Бога, человек находит Божественное начало в самом себе, стало быть, становится бессмертным; идея Рая и Ада – как порождения Бога мстительного или Бога вознаграждающего – мешает проявлению любви к Богу, и, стало быть, отдаляет человека от бессмертия. Таким образом – Ад и Рай – это всего лишь иллюзия бессмертия души. От смерти может спасти лишь истинная любовь к Богу – порождаемая не страхом, не надеждой и не верой в воздаяние, а пониманием своей причастности к Божественному творению. Выводы. Философия смерти у Х. Л. Борхеса, как и многое в его творчестве, строится на дихотомии: смерть – бессмертие; бессмертие – безумие; безумие – иллюзия; иллюзия (отражение) – оригинал; оригинал – отражение отражений. В представлении о смерти у Борхеса очевидны этические основания, связанные с различными философскими элементами в творчестве писателя, формирующиеся на парадоксах творческих образов: героизм – предательство;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=