Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 31 духовной школы тибетских народов. Тибетский буддизм включает в себя такие индийские направления, как Тхеравада, Махаяна и Тантра. В нём развита медитативная практика, где аналитическая медитация выступает инструментом укрепления сознания. С точки зрения философии буддизма, медитация – это особенное состояние человека, в котором миры человека внешний и внутренний соединяются. Принято считать, что еще Будда, который является основателем древнейшей мировой религии, выделял пять медитаций. Самая главная из них – это медитация любви, именно в ней должно произойти стремление к благу всех существ, в том числе и к счастью не только друзей, но и врагов. Верующие буддисты считают, что именно Гаутама Будда на пути самостоятельного поиска Истины приблизился к наивысшему пределу человеческих возможностей. На санскрите две основные практики буддийской медитации имеют название шаматха и випашьяна. Существует огромная связь между позицией ума и позой тела человека. Для обеспечения верного направления потока сознания необходима правильная поза, это важный принцип медитации. Все мы наблюдаем статуи Будды или других божеств в определенном положении, – их поза со скрещенными ногами и обязательно сидя. Это, так называемое, визуальное руководство. Сохранилось достаточное количество буддийских изображений, на которых прослеживается соблюдений данной техники медитации. Есть много отвлекающих факторов: шумы, звуки, колебания, но важно не само наличие/отсутствие звуков, а реакция на них. Потому что мешают не они сами, а воздействие психики человека на них. В таком случае можно попробовать отпустить данные мысли, не оценивать, а стать наблюдателем со стороны, не включаясь в процесс концентрации на этих звуках. В процессе медитации каждый человек испытает разные эмоции, им тоже важно не давать оценку, не привязываться. Бессознательно при повторной попытке погружения в медитацию психика так и будет направлять нас на определенный момент, который вызвал яркую реакцию. А это считается лишним напряжением. Буддисты считают, что, в процессе медитации важно «отпустить» и не ждать конкретных результатов сразу, иначе практика будет совершенно не эффективной [1, с. 504-507]. Востоковеды считают, что медитация шаматаха появилась первой, и буддисты верят, что именно эта медитация приводит человека к полной чистоте и совершенному спокойствию. Помехами для достижения требуемого состояния в данной практике стали две основные причины. С одной стороны – умственная отсталость, а с другой – общая возбужденность психики, от того, что сильная привязка к мыслям, чувствам, желаниям и эмоциям. Яркая визуальная ассоциация в шаматхи – это огонь, и его важно поддерживать в процессе медитации, что является энергетической подпиткой перехода от стадии к стадии. С достижением определенного уровня продвинутости, огня требуется все меньше, потому что опытный человек в медитации применяет все меньше усилий. Он прогрессирует без дополнительных техник. Существует шесть основных компонентов, которые стали важными на пути к продвижению и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=