Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 39 цвета в предметах искусства и дизайне, можно сделать следующий вывод: цветоформа – это «цветопространственное понятие, которое порождается в сознании человека цветом и состоит из его индивидуальных впечатлений, эмоций, эстетического оценивания цвета и формы» [11, с. 375-376]. Особенно подробно и эффективно проблемы цветоформы рассматривались внутри такого художественного направления как кубизм, который повлиял на многие стили европейского искусства ХХ столетия и определил многие тенденции эстетики нашего времени. Кубизм ориентируется на идею Поля Сезанна о том, что любая форма основывается на геометрии первоформ, а реальность есть ни что иное, как сумма геометрических фигур. Пабло Пикассо трактовал объекты действительности как совокупность ритмов и граней поверхностей. Он изображал объем так, чтобы все его грани и ракурсы были отчетливо видны, также он использовал придуманную Сезанном технику конструктивного мазка, создающего форму цвета и плоскости. Кубизм прошел три этапа становления: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914) [2]. Сезанновскому этапу кубизма был присущ массивный брутальный стиль с максимальным использованием коричневых, зеленых и желтых цветов и оттенков. Его художественные образы приобретали форму слитых воедино больших геометрических фигур. Подобная манера, в частности, была присуща картинам Сезанна, однако позднее художники стали отдавать предпочтение более мелким фигурам, как средству передачи их творческого видения реальности. Аналитический кубизм отказался от угловатых и крупных форм и линий, изображение разделилось на мелкие грани, отчетливо разделенные между собой. На этом этапе кубизм уже стал неотъемлемой частью европейской живописи, колоссально повлияв на нее. В Чехии, например, возник стиль архитектурного кубизма, который доминировал там продолжительное время. Флагманами синтетического кубизма стали такие художники, как Пикассо и Брак. Объемность и массивность пространства уступили место физическим материалам: кусочкам ткани, обрезкам обоев, вырезкам из журналов и газет и т.д. Большое значение стало придаваться тексту. Например, Пикассо написал картину, которая состояла из заголовках о катастрофах в газетах. Можно сказать, что в рамках этого направления традиционные художественные образы были замещены рельефными коллажами. Кроме того, в работах синтетических кубистов использовались элементы типографики: цифры, буквы, знаки препинания, шрифтовые знаки могли выступать в роли самостоятельных элементов композиции. Иногда практиковалось включение в живопись аббревиатур, которые превращали картины в зашифрованное послание, допускались преднамеренные искажения в написании слов, а также создание новых слов. Подобные экспериментальные приемы вносили в изображение информационный компонент и придавали типографскому знаку дополнительную композиционную пластическую значимость.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=