Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 42 Во-первых, это фрагментация и разложение: цвета могут быть разделены на множество отдельных областей, соответствующих геометрическим формам, на которые разлагается изображаемый объект, что создает впечатление фрагментарности и, в то же время, многомерности художественных образов. Во-вторых, ярко выраженная симультанность: кубисты представляли объект одновременно с разных ракурсов, формируя сложную композицию, где части и целое находятся в некоем непрерывном движении, что придает художественным образам спонтанную динамику. В-третьих, монохромные и полихромные палитры: цвета в кубизме бывают как монохромными, так и полихромными в зависимости от идеи, которую хотели выразить художники. В-четвертых, эксперименты с освещением: цвета в кубизме также использовались для экспериментов с освещением. Художники часто переосмысливали традиционные представления о свете и тени, создавая нетрадиционные эффекты и особое художественное пространство. В целом, кубисты и другие представители модернизма пытались с помощью вышеупомянутых приемов расширить зрительное восприятие, их работы вызывали удивление, сомнения, способствовали размышлениям о смыслах бытия, о соответствии реальности ее отражению в нашем сознании. Художественные образы кубизма, несмотря на кажущееся упрощение, сложны, многопластны, парадоксальны. В целом, художниками была предпринята попытка выхода за пределы видимых нам феноменов в другое, более сложное, и, как полагали кубисты, более реалистичное пространство. На следующем этапе развития искусства ХХ века яркий представитель поп-арта Энди Уорхол, называя себя «бизнес-художником», создавал художественные произведения, похожие на рекламные плакаты. По сути, он удачно соединил искусство и коммерцию. Большинство образов в произведениях Уорхола не содержат в себе глубоких смыслов и серьезного контекста, это яркий пример сближения элитарной и массовой культур, в котором отсутствует онтологическая глубина и присутствует узнаваемость, доведенная до банальности. В современной рекламе активно предпринимаются попытки сделать рекламу произведением искусства. Уже в постмодернизме стирается грань между художником и не художником, продвигается лозунг «общества потребления» о том, что все есть товар. Сегодня сфера графического дизайна и рекламы становится не только способом заработка, но и пространством возможностей для определенных областей современного искусства. В рекламных произведениях и графическом дизайне прослеживается преемственность художественных принципов, свойственных кубизму. Приемы художников-кубистов используются, в частности, в современных рекламных плакатах. Они применяются для создания узнаваемых метафор (природных, социально-бытовых, культурно-исторических), способствующих привлечению потенциального потребителя. Для этого же используются вневременные символы и условные обозначения. Следуя принципу визуального минимализма,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=