Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 77 analysis of the concept of matter is to identify some physical specifications that Philoponus assigns to prima matter, and compare them with the classical concept of materia prima used in the orthodox schools of the late antique Neoplatonism (primarily in its Porclian version). The author demonstrates that the new concept of matter is associated with a number of non-trivial certainties in such a way that that the first matter is no longer an absolutely indefinite subject of all physical beings: its undeterminateness is significantly limited. In particular, matter doesn’t represent absolute potentiality any longer – something that to a certain extent marks a break with the Aristotelian tradition, both in physics and metaphysics. This aspect of Philoponus' concept has received little, if any, attention in foreign studies, while domestic studies are few and address the topic of Philoponus' matter only generally. Along with the implementation of this general task, the article also clarifies the precise hierarchical structure of physical reality induced by the newly developed concept of matter. The redefinition of such a fundamental concept as primordial matter is not just an abstraction but has significant consequences for the structure of the physical world. The details of that structure become clearer in the course of a textual research. Keywords: physics, matter, prime matter, Philoponus, potentiality, form, extension. DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-1-76-86 В ходе полемики против прокловского учения о вечности мира Иоанн Филопон формулирует новую и весьма примечательную концепцию материи. Бесформенная и бестелесная первоматерия, традиционная для платоно- аристотелевской традиции, оказывается при этом упразднена. Место первого подлежащего (πρῶτον ὑποκείμενον) всего физического сущего занимает отныне трёхмерная протяжённость (τὸ τριχῇ διαστατόν). Филопон объявляет трёхмерность сущностью физических тел, поскольку они вообще рассматриваются как тела: ἡ ἁπλῶς τοῦ σόματος οὐσία οὐδέν ἐστιν ἕτερον ἢ τὸ ἀόριστον τριχῇ διαστατόν (424.23-25) [Комм. 1], «просто сущность тела есть не что иное, как неопределённое трояко протяжённое». Онтологически трёхмерная протяжённость наделяется статусом дифференции, обладающей независимым ипостасным существованием (ἐν ὑποστάσει), но не встречающейся отдельно в гипарксиальной реальности (ἐν ὑπάρξει), т. е. в реальности вещей. Трёхмерность есть «самоипостасное» (τὸ αὐθυπόστατον) по отношению к любому элементу физической реальности. Однако сама она, как материя всего телесного, не является более неопределённым нечто, но попадает в категорию сущностей на правах сущностного качества (οὐσιωδὲς ποσόν) (424.6). Как указывал Шмуэль Самбурский ещё на заре исследования материи у Филопона, его новая концепция материя очень близка к картезианской res extensa [Sambursky, 1962, 165]. В самом деле, в основе вещей лежит неотчуждаемая протяжённость в трёх измерениях, понимаемая как сущность телесного мира. Однако дальнейшее исследование текста Contra Proclum XI показывает, что Иоанн нагружает τὸ τριχῇ διαστατόν дополнительными концептуальными связями, которые особенно хорошо видны на контрасте с традиционной неоплатонической концепцией материи – по крайней мере в том её изводе, который предлагает сам Филопон в кратком введении к своей дигрессии о материи (407.16-445.27). В данной статье мы коротко представим некоторые результаты анализа восьмой главы филопоновской дигрессии о материи (407.16-412.14), уточняющие понятие τὸ τριχῇ διαστατόν и роль новой материи в физическом мире.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=