Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 89 Мы же в данной статье сосредоточимся на философско- антропологической проблематике и докажем, что «подпольный человек» Ф. М. Достоевского, в котором раскрылась идея двойственности человеческой природы, не остался незамеченным Ю. Мисимой и К. Абэ и был ими переосмыслен в произведениях «Золотой храм» и «Чужое лицо». «Двойственный человек» Ф. М. Достоевского как антропологический тип В апреле 1880 года Ф. М. Достоевский писал в письме художнице Е. Ф. Юнге буквально следующее: «Что Вы пишете о Вашей двойственности? Но это самая обыкновенная черта у людей…не совсем, впрочем, обыкновенных. Черта, свойственная человеческой природе вообще, но далеко-далеко не во всякой природе человеческой встречающаяся в такой силе, как у Вас. Вот и поэтому Вы мне родная, потому что это раздвоение в Вас точь-в-точь как и во мне, и всю жизнь во мне было. Это – большая мука, но в тоже время и большое наслаждение. Это – сильное сознание, потребность самоотчета и присутствие в природе Вашей потребности нравственного долга к самому себе и к человечеству. Вот что значит эта двойственность» [6, c. 187]. Что главным образом здесь постулирует Ф. М. Достоевский? Укорененность двойственности в сознании человека. Речь у него не идет о традиционном для философии понимании раздвоенности человека, в основе которого лежит разделение на душу и тело, впервые сформулированное Платоном. Что тогда значит для человека быть раздвоенным? Ответом на этот вопрос стала повесть Ф. М. Достоевского под названием «Двойник», написанная в 1845-1846 гг. Кроме того, сам Достоевский называл Голядкина первой пробой «подпольного» типа: «Мой главнейший подпольный тип, – писал Ф. М. Достоевский о Голядкине, (надеюсь, что мне простят это хвастовство в виду собственного сознания в художественной неудаче типа)». И дальше по тексту: «Подпольный человек есть главный человек в русском мире. Всех более писателей говорил о нем я…» [5, с. 49]. Значит по ходу анализа «подпольного» типа Ф. М. Достоевского будет правомерным обращаться и к повести «Двойник» и к «Запискам из подполья». Главным героем произведения стал бедный чиновник, титулярный советник Яков Петрович Голядкин, который в результате потрясения в один из дней раздвоился. Стоит заметить, что жил до раздвоения Голядкин будто спал, как «человек не вполне еще уверенный, проснулся ли он или все еще спит, наяву ли и в действительности ли все, что около него теперь совершается, или – продолжение его беспорядочных сонных грез» [3, c. 123]. Предшествуют раздвоению господина Голядкина следующие события: сначала он собирается и едет без приглашения в карете к доктору медицины и хирургии Крестьяну Ивановичу Рутеншпицу. Визит этот как-то странно важен для Голядкина, что нарочито подчеркивается Достоевским при описании его состояния: «серые глаза его как-то странно блеснули, губы его задрожали, все мускулы, все черты лица его заходили, задвигались» [3, c. 135]. Дрожащий господин Голядкин заставляет недоумевающего доктора слушать себя и заявляет ему уверенно: «я,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=