Гуманитарные ведомости. Вып. 2(50) 2024 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 61 4) дилеммы информационного блага и информационного зла: а) противоречие между информационной избыточностью и фейковостью новостных лент; б) противоречие между информационной насыщенностью и деструктивным ее влиянием на эмоционально-психологическое состояние человека; в) противоречие между свободой слова и манипуляцией с сознанием человека: утеря понимания общечеловеческих ценностей, традиций; явление манкуртизма; 5) дилемма свободы и ответственности представителя СМИ и пользователя массмедийной сферы [10, с. 70 - 71]. Одним из приоритетов ЮНЕСКО согласно программе «Информация для всех» –это решение проблем, стоящих на пути создания многокультурного информационного общества. Культуролог Михель Гофман высказал мысль о том, что «Сегодня барьер между реальностью и созданной современными средствами информации, картиной мира, исчезает, так как факты реальности в них представлены как игровые элементы. В этой игре зрительных и словесных образов всё утрачивает свою стабильность и очевидность, главное в ней – движение, развитие, постоянное изменение. Став участником игры, потребитель информации и зрелищ перестаёт воспринимать мир серьёзно, в игре критическое отношение невозможно, оно выглядит смешным и наивным» [12]. «Общество 5.0», с цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, породило новое поколение – поколение Z, «поколение – гаджет» или поколение ««Copy&Paste». Планшет или смартфон стали неотъемлемой частью человека, его органом тела и сознания, навигатором жизни во всех сферах. Современное поколение без гаджет-помощников превращается, в интеллектуальном плане, в «инвалидов», не способных к размышлению, анализу, поиску причинно-следственных связей; не обладает навыками связанной и грамотной речи. В 2007 году было зафиксировано появление такого феномена как «цифровое слабоумие» (Digital Dementia) и это отнюдь не метафора, а медицинский диагноз – психическое расстройство у детей поколения Z, которое сопровождается органическими изменениями головного мозга: происходит разрушение тех участков, которые отвечают за коммуникацию, эмпатию, принятие решений, внимание. Проявление данных изменений выражается в агрессии, замкнутости, депрессивном настроении, отсутствии интереса к жизни и как результат в суицидальном поведении в случае недоступности гаджета и Интернет-сети [11]. Человеческий лик утрачивает свой интеллект, и на смену ему приходит «электронное лицо» с искусственным интеллектом. Литература 1. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. СПб.: РНБ, 2004. 120 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=