Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
101 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. люди, которые достигают своих целей. К сожалению, проявления доброты и ответственности от хороших людей (как источника мотивации и вдохновения) указали лишь два участника опроса. 12 студентов назвали конкретных представителей в спорте, общественной деятельности, культуре, блогеров; причём все они – ныне живущие люди, а не исторические личности. Признались, что не имеют никакого примера 23 человека. «Цифровой обмен мотивирует формирование отрицательных нравственных эмоций (чувства одиночества, социальной активности), а отношения с бестелесными “удалёнными” контактами объектов исключают такие нравственные ценности, как милосердие, сочувствие и любовь. В конечном итоге – формируется соответствующая модель личности – нравственный аутист, с характерной поведенческой мотивацией – одиночество-замкнутость и коллективность- агрессивность, исключающая сочувствие и нравственную поддержку, что в дальнейшем перерастает в цифровое насилие, и, в конечном итоге, может привести к насилию в реальной жизни» [7, с. 9]. Таким образом, почти для всех наших опрошенных социальные сети – это средство коммуникации, способ взаимодействия, особенно с теми, кто находится далеко. Значительная часть студентов подтвердили, что они подписаны на конкретные блоги и каналы, регулярно смотрят их. Очевидно, что авторы этих цифровых ресурсов могут влиять на формирование ценностей своей аудитории. Наиболее интересна молодёжи тема жизни и путешествий в разные города и страны. С одной стороны, это новый способ «путешествий» и знакомства с миром; с другой стороны, это становится реальным инструментом формирования имиджа отдельных городов и целых государство. Хотя большинство анкетируемых ответили, что их друзья и знакомые находятся преимущественно в реальном физическом окружении, для многих именно цифровая среда становится местом дополнительного или даже основного пространства обретения друзей. Несмотря на то, что при возникновении проблем, большинство опрошенных обращаются за помощью к родным и друзьям, а мотивирующим и вдохновляющим примером в жизни указали людей из ближайшего окружения, тревожным мы видим отсутствие у молодёжи образцов для примера из героической истории или хотя бы лучших моральных человеческих качеств. Литература 1. Ирхин Ю. В. Коммуникативный, политический и управленческий потенциал блогосферы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8, № 5. С. 6–17. 2. Кузнецова Т. Ф. Методологическая роль понятия культурной картины мира в теории цифровой культуры // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания : сб. ст. М.: Перо, 2023. С. 95–100. 3. Кузьменкова Т. Л. Социально-философская рефлексия феномена повседневности // Общество: философия, история, культура. 2020. № 10 (78). С. 20–23.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=