Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
109 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. разрушено то единое мировоззрение, которое сравнительно короткое время доминировало в органичном обществе раннего Средневековья» [4, с. 35]. Следует также отметить современное восприятие людьми времени, что характеризует личность как векторную, т.е. имеющую направление. «Новое городское время, отходя от циклического времени сельского хозяйства и природы, от литургического времени ожидания Мессии, становится одним из параметров деловой активности и промышленного труда. Оно является инструментом контроля рабочей силы, эффективности производства и настойчивости в переговорных процессах. Это – источник дохода. Но это точно измеряемое время тесно связано и с самой торговлей, развивающей в человеке вкус к точности, а в более широком смысле – привычку вести учет. Оно есть мера новой экономики, оно – «время новых хозяев», время тех, кто хочет стать хозяевами времени» [4, с. 37]. Открытия естественных наук ХХ-ХХI веков во многом, по сравнению с предыдущими столетиями, приблизили мечту о доминировании субъективности над временем. Благодаря сегодняшнему технологическому уровню модель субъективности личности стремится к эгоистической пассионарности. В экосистемах социальных сетей, а чуть ранее СМИ наблюдается наполненность информацией в виде популярных профилей пользователей, которые иллюстрируют как примеры современную субъективность в виде шаблона, не замечая, что сами следуют шаблонам. Тем самым, шаблон порождает другие шаблоны, процесс самовоспроизведения личностных шаблонов становится массовым, формируя некое социальное множество, толпу вне границ национальных государств. Понятие пассионарности в рамках теории этногенеза было выдвинуто философом, историком, востоковедом Л. Н. Гумилевым. «Пассионарность – это характеролистическая доминанта, необоримое внутренне стремление индивида, осознанное или чаще неосознанное, направленное на достижение какой-либо цели. Иногда эта цель представляется пассионарию ценнее даже собственной жизни, не говоря уже о жизни своих современников» [1, с. 391]. «Пассионарность – это врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы» [1, с. 381]. Информационное общество, во многом, дает ощущение использования «энергии внешней среды» индивидом. Не всегда есть четкая разница, где продукт внешней среды, а где информация об этом продукте. Неолиберализм придает ценность и корректную, с точки зрения их идей, векторность эгоистической пассионарности современного человека в сторону аутентичной самореализации и привлечении внимания к этой самореализации других индивидов, используя современные скорости передачи информации СМИ и социальных сетей. Неолиберализм стал, своего рода, производителем свобод, производя информационный продукт о свободе. Кризис этатизма. Неолибарилизм, как идейная составляющая, глобализма является активным критиком классического этатизма. Профессор Ч. Маскёлье в статье
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=