Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

110 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. «Рассуждения о французском неолиберализме: технократическая элита, децентрализованный социальный контракт и «пассивная неолиберальная революция» во Франции» вслед за Фуко, говорит о том, что в так называемой «генеологии неолиберализма» формируется «совершенно новый, дисциплинарный, но ненасильственный способ управления индивидами, известный как ‘неолиберальная государственность’» [9]. Неолиберальная государственность – это модифицированная версия капиталистического государства англо-саксонского типа, основанная на гибких и пластично-динамических принципах с признаками свободы следования личному интересу. Но при этом свобода не является идеологической, она выражается в свободе предпринимательства и торговли, праве на самореализацию личности и творчества. Неолиберальная государственность производит эти ценности, и трансформирует в квази-возможности для отдельной личности. Иллюстрированный пример из работы Кристиана Лаваля: «Капитализм появился на свет не вдруг, и его развитие стало возможно только благодаря ослаблению религиозных запретов на стяжание денег, ростовщичество и доходные вложения». Возникшая нравственная казуистика привела к тому, что к торговле стали относиться терпимее, тогда как эта деятельность обладала всеми качествами, чтобы стать совершенно чуждой для этики братства, проповедуемой христианскими концепциями общественной жизни... Церковь, опираясь на Библию, осуждала тот факт, что ростовщик получает больше денег, нежели отдает, согласно высказыванию Святого Амвросия. Если отдаешь, не следует ждать, что тебе отдадут больше, потому что это – грех. Ростовщичество приравнивается к воровству, поскольку заработок не эквивалентен затраченным усилиям. И ростовщичество – тем более страшный грех, что ему нет конца: проценты растут, даже когда ростовщик спит [4, с. 36]. Многочисленные финансовые организации современности, и институты, позволяющие им функционировать, характеризуют широкую распространенность этой идеи и свободы доступности каждому зарабатывать, когда он спит. Лозунги вовлечения участников заимствованы со времен Великой Французской революции: «Разразившаяся в это время во Франции революция пробудила среди недовольных и реформаторов новые надежды и внушила им уверенность, что с упразднением прежнего порядка управления всюду должна установиться новая эра свободы, мира и всеобщего счастья. Человек по природе свободен от недостатков и способен к бесконечному совершенствованию; обнаруживающиеся неравенства, несчастия и пороки являются следствием дурных учреждений, с отменою которых сами собою прекратятся все несчастья и рабочим достаточно будет ежедневно отдавать один час своего труда для полного удовлетворения всех потребностей семьи, – вот сущность распространенных в то время теорий» [5, с. 16]. В данном случае понятие свободы от труда, свободы распоряжаться, быть хозяином, своего времени, активно эксплуатируется неолиберализмом. Этот принцип также мультикультурен, имеет проникающее действие на индивида не зависимо от его возраста или принадлежности к какому-либо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=