Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
111 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. социальному классу. Далее находим подтверждение у К. Лаваля: «Преследование индивидуальных целей начнет постепенно отделяться от обязанностей перед обществом; понятие «польза» будет становиться все более материальным, вводя в традиционную политическую рефлексию идею обогащения, усиления и процветания государств; и в то же время проблематика личного интереса начнет распространяться на всякое человеческое поведение, каковы бы ни были его природа и цели. Индивидуализация, материализация и распространение понятий «личного интереса» и «пользы» в рассуждениях о морали и поведении человека превращают эти категории в универсалии, которыми следует пользоваться при всякой политической или нравственной рефлексии. Личный интерес проникает повсюду: в государство, в общество, в субъекта. Он становится предметом, средством и целью человеческой деятельности» [см. 4]. Само государство меняется изнутри, разрываются связи между людьми, структура атомизируется, ростки квиетизма все более заметны там, где деятельность индивидов должна была бы быть направлена на общее благо. Идет рост допустимости тех явлений, которые считались недопустимыми в недавнем прошлом. Классическое понимание эффективности исполнительной, законодательной и судебной власти пересматривается, ибо каждый индивид оценивает явление, исходя из «личного интереса» и «личной пользы». Если государство не является гарантом «личной пользы» в том или ином вопросе, у индивида возникает ощущение беззащитности перед внешними обстоятельствами. Об этом говорит большое количество шокирующих фактов в СМИ о преступлениях высокопоставленных лиц, вызывающее равнодушную реакцию в обществе, с одной стороны, и, с другой, новость о повышении цен или пропаже из продажи того или иного товара легкой промышленности, вызывает чувство тревоги, безысходности и дает повод для критики правительственных структур. Во второй половине ХХ столетия выдающийся ученый Эрих Фромм говорил об этом: «Некоторые верят, что, раз возможная война настолько разрушительна, она невозможна; другие утверждают, что даже если 60 или 70 миллионов американцев будут убиты в первые несколько дней ядерной войны, нет причины полагать, что жизнь не будет продолжаться как и раньше, стоит только пережить первый шок» [8]. Таким образом, классический этатизм, на сегодняшний день, не в состоянии отвечать на вызовы, диктуемые временем и сформировавшейся новой субъективности личности. Неолиберализм активно использует этот диссонанс в свою пользу. Художественная привлекательность. Неолиберализм неоспоримо использует для продвижения своих идей силу воздействия художественного образа, пожалуй, больше чем все другие философские направления, а именно, когда форма становится содержанием. Большинство индивидов не доходит в своих размышлениях до понимания содержания неолиберализма, а останавливается на форме, которая кажется слишком понятной, ценностно-нейтральной, чтобы двигаться дальше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=