Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
113 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. За барскую шубу, за астму, за желчь петербургского дня. За музыку сосен савойских, Полей Елисейских бензин, За розу в кабине рольс-ройса и масло парижских картин. Я пью за бискайские волны, за сливок альпийских кувшин, За рыжую спесь англичанок и дальних колоний хинин. Я пью, но еще не придумал – из двух выбираю одно: Веселое асти-спуманте иль папского замка вино» [7]. В стихотворении мы видим явный контраст как прием дифирамбический в пользу культурного кода Западной Европы, тоску по мировой культуре и противопоставление с петербургскими днями. «Тост» в восьмистишии представляет собой ценности автора, количество повторений говорит о болезненной тяге к этим ценностям. Отечественный философ XIX века Н. Я. Данилевский в своём произведении «Россия и Европа» отмечал настроения интеллигенции Российской империи, как, «Европа...полюс прогресса, неустанного усовершенствования, непрерывного движения вперед; Восток, Азия – полюс застоя и коснения, столь ненавистных современному человеку» [2, с. 91]. А также рассуждал о причинах, «...что страны, присоединенные к России после Петра 1, не русеют» [2, с. 84]. Несмотря ни на какие действия правительства в этом направлении, хотя в допетровскую эпоху «...быстро обращались в чисто русские области» [2, с. 84]. Причина развития событий таким образом лежит в бесконечной вере в прогресс и спасительную миссию Европы для всего мира, в том числе для Российской империи. Заключение. Неолиберальное философское учение на сегодняшний день не стало неким «политическом проектом» в классическом его понимании, не пошло по пути гуманизма или марксизма, а создало «проект» с набором утилитов, техник для управления поведением индивидов. В основе этих результатов лежит глубокое изучение социальных явлений и поведения индивидов, отношений государства и свободы, вопроса вытеснения реальной власти из отношений государства и индивида, дисциплинарных методов и их эффективности. Народные массы в ответ не проявили политической инициативы, тем самым став молчаливым и пассивным наблюдателем легитимации властей неолиберального направления. Это доказывает, что либеральные идеи не нуждаются в агрессивном навязывании обществу и способны трансформировать мультикультурные сообщества, производя колонизацию ментально. Комментарии 1. См. Пек и др., 2018, стр. 5. Литература 1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 638 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=